Очерки истории русской культуры. Головашин В.А. - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

Во главе славянских божеств стоял великий Сварогбог Вселенной, напоминающий древнегреческого
Зевса.
Его сыновьяСварожичисолнце и огонь, были носителями света и тепла. Бог солнца Даждьбог весьма
почитался славянами. Недаром автор "Слова о полку Игореве" называл славян "даждьбожьими внуками".
Молились славяне Роду и рожани-
цамбогу и богиням плодородия. Этот культ был связан с земледельческими занятиями населения и был
поэтому особенно популярен. Бог Велес почитался у славян в качестве покровителя скотоводства, это был
своеобразный "скотный бог". Стрибог, по их понятиям, повелевал ветрами, как древнегреческий Эол.
По мере слияния славян с некоторыми иранскими и угрофинскими племенами их боги перекочевывали и в
славянский пантеон.
Так, в VIII – IХ вв. у славян почитался бог солнца Хорс, который явно пришел из мира иранских племен,
оттуда же появился и бог Симаргл, который изображался в виде пса и считался богом почвы, корней растений. В
иранском мире это был хозяин подземного царства, божество плодородия.
Единственным крупным женским божеством у славян была Макошь, которая олицетворяла рождение всего
живого, была покровительницей женской части хозяйства.
Со временем, уже по мере выдвижения в общественной жизни славян князей, воевод, дружин, начала
великих военных походов, в которых играла молодая удаль зарождающегося государства, на первый план у
славян все больше выдвигается бог молнии и грома Перунмолния, как высшее божествобыл непобедим. К XI
в. Перун стал главным богом восточных славян.
Но языческие представления не исчерпывались лишь главными богами. Мир был населен и другими
сверхъестест-
венными существами. Многие из них были связаны с представлением о существовании загробного царства.
Именно оттуда к людям приходили злые духиупыри. А добрыми духами, оберегающими человека, являлись
берегини. Славяне стремились защищаться от злых духов заговорами, амулетами, так называемыми "оберегами".
В лесу обитал леший, у воды жили русалки. Славяне верили, что это души умерших, выходящие весной
насладиться природой.
Название "русалка" происходит от слова "русый", что означает на древнеславянском языке "светлый",
"чистый". Обитание русалок связывали с близостью водоемоврек, озер, которые считались путем в подземное
царство. По этому водному пути русалки выходили на сушу и обитали уже на земле, на ветвях деревьев.
В прологе к "Руслану и Людмиле" у А.С. Пушкина: "Русалка на ветвях сидит". На зиму русалки спускались
глубоко под землю. А в реках и озерах они плавали очень ограниченное время, лишь в период полутора летних
месяцев "русалий".
Славяне считали, что каждый дом находится под покровительством домового, которого отождествляли с
духом своего родоначальника, пращура, или щура, чура. Когда человек считал, что ему грозят злые духи, он
призывал своего покровителядомового, чура, защитить его и говорил: "Чур меня, чур меня!"
Вся жизнь славянина была связана с миром сверхъестественных существ, за которыми стояли силы природы.
Это был мир фантастический и поэтичный. Он входил в ежедневную жизнь каждой славянской семьи.
Уже накануне нового года (а год у древних славян начинался, как и теперь, 1 января), а затем поворота
солнца на весну начинался праздник Коляды. Сначала в домах гасили огни, а потом люди добывали трением
новый огонь, зажигали свечи, очаги, славили начало новой жизни солнца, гадали о своей судьбе, совершали
жертвоприношения.
Другой крупный праздник, совпадающий с природными явлениями, отмечался в марте. То был день
весеннего равноденствия. Славяне славили солнце, праздновали возрождение природы, наступление весны. Они
сжигали чучело зимы, холода, смерти; начиналась масленица с ее блинами, напоминающими солнечный круг,
проходили гулянья, катания на санях, разные потехи.
1 – 2 мая славяне убирали лентами молодую березу, украшали ветками с только что распустившимися
листьями свои дома, снова славили бога солнца, отмечали появление первых весенних всходов.
Новый всенародный праздник приходился на 23 июня и назывался праздником Купалы. На этот день
приходился летний солнцеворот. Поспевал урожай, и люди молились о том, чтобы боги послали им дождя.
Накануне этого дня, по представлениям славян, русалки выходили на берег из воды, начиналась "русальная
неделя". Девушки в эти дни водили хороводы, бросали в реки венки. Самых красивых девушек обвивали
зелеными ветками и поливали водой, как бы призывая на землю долгожданный дождь.
Ночью вспыхивали купальские костры, через которые прыгали юноши и девушки, что означало ритуал
очищения, которому как бы помогал священный огонь.
В купальские ночи совершались так называемые "умыкания девиц", когда молодые люди сговаривались и
жених уводил невесту от домашнего очага.
Сложными религиозными обрядами обставлялись рождения, свадьбы, похороны. Так, известен похоронный
обычай восточных славян хоронить вместе с прахом человека (славяне сжигали на кострах своих покойников,
помещая их сначала в деревянные ладьи; это означало, что человек уплывает в подземное царство) одну из его