Очерки истории русской культуры. Головашин В.А. - 13 стр.

UptoLike

Составители: 

немалую роль сыграл авторитет бабки Ольги, которую народ очень почитал, а также матери-христианки Малуши.
А согласно преданию, Владимира покорили рассказы православного грека о храме святой Софии и красота
православного богослужения.
Крещение Владимира
Н
а первых порах все новые черты христианской религии, конечно, не могли себя проявить полностью. Поначалу
перед русским князем стояли чисто практические вопросы: как использовать принятие христианства для
возвышения престижа Руси и авторитета династии? Византия же стремилась христианизировать Русь для того,
чтобы оказывать на нее политическое влияние и обезопасить себя от русских набегов.
С этими прямо противоположными целями начали Русь и Византия в 987 г. переговоры, в ходе которых была
затронута проблема крещения. На этих переговорах Владимир потребовал себе в жены сестру императора
Василия II принцессу Анну. Это могло бы сильно возвысить государственный престиж Руси в Европе и Азии,
укрепить авторитет династии внутри страны. Не случайно многие монархи Европы и Азии стремились
породниться с византийским императорским домом.
Византийцы, нуждавшиеся в русской помощи против мятежников, согласились с требованием Владимира, но
предложили ему принять крещение. Владимир согласился. Русский отряд был направлен в Византию, и
антиправительственный мятеж был подавлен. Но, когда опасность миновала, греки не торопились выполнять
договор о браке Анны и Владимира. Ситуация резко изменилась. Владимир собрал рать и в 988 г. двинулся на
центр византийских владений в Крыму-Херсонес (Корсунь).
Осада продолжалась несколько месяцев. В конце концов с крепостных стен в стан Владимира была пущена
стрела, к которой была прикреплена записка. В ней говорилось, что для взятия города необходимо перекрыть
водопровод, который находится к востоку от городских стен. Стрела была послана от имени херсонесского
священнослужителя Анастаса. Воины Владимира нашли трубопровод и перекопали его. Вскоре изнемогающие от
жажды жители города сдались на милость победителя.
После этого Владимир послал в Константинополь гонцов и передал с ними, что если Анна не прибудет к
нему в Херсонес, то русская армия атакует Константинополь. Владимир подтвердил свое обещание принять
крещение. Анна отказывалась ехать на Русь, плакала и говорила: "Лучше мне умереть". Но Васи-
лий II уговорил ее помочь Византии, и вскоре корабль, на котором находилась принцесса, ее свита, священники,
прибыл к берегам Крыма.
В Херсонесе Владимир принял крещение, подчеркнув тем самым добровольность этого акта со стороны Руси
и независимость от воли Византии. В христианстве он взял имя Василия в честь императора Василия II, с
которым Владимир становился как бы вровень. Херсонес был возвращен империи. Вместе с великим князем
крестилась и часть дружины. Подобным же образом Хлодвиг, король франков, принял крещение вместе со
своими воинами.
Владимир вернулся в Киев, взяв с собой их Херсона иконы, церковную утварь, выведя оттуда часть
священников. Прихватил он с собой мощи святого Климента. Ушел с Владимиром и священник Анастас,
который помог ему овладеть городом.
Христианизация Руси
М
ежду крещением князя Владимира и крещением всей Русской земли прошло немало времени. Лишь в
990 году Владимир предпринял первые шаги по введению христианства на всей территории Руси. Это было
большое испытание для народа, особенно на Севере, где язычество было в большей силе и где языческие волхвы
являлись выразителями умонастроения людей.
В начале крещение приняло население Киева. В один из летних дней по приказу Владимира были
опрокинуты языческие идолы во главе с Перуном. На следующее утро все жители города явились к реке. Там все
онимужчины, женщины, детивошли в воду, и над ними священники провели обряд крещения. Тут же
великий князь приказал начать строительство церквей. Первую из нихцерковь святого Василияон указал
поставить на холме, где прежде возвышалось изображение Перуна. Следом за этим началось обращение в
христианство других русских городов и земель. Этот процесс занял несколько лет.
Христианизация Новгорода была поручена дяде князя Добрыне. Языческий Новгород выступил против
прихода Добрыни со священниками и крестами. Лишь после ожесточенных стычек, в ходе которых язычники