Очерки истории русской культуры. Головашин В.А. - 15 стр.

UptoLike

Составители: 

Говоря о прогрессивном характере христианизации, нельзя не отметить побочные отрицательные
последствия этого процесса. Пришедшее на Русь христианство подавляло предшествующую ему национальную
культуру. Отрицательно сказывались на развитии отечественной культуры и последствия изоляционизма, который
был привнесен церковью. Выстроенный его идеологический барьер на многие века отгородил Русь от Западной
Европы
и стран Востока. На этом фоне не всегда благоприятную роль играли тесные связи с византийской культурой, впоследствии
пребывавшей в состоянии упадка и застоя.
В отличие от богословских утверждений, что Русь сразу же и с восторгом приняла христианство, усвоение новой религии
не представляло собой единоразового и беспроблемного акта. Крещение отлично от христианизации, длительного и
многотрудного процесса восприятия новой религии.
Было бы глубочайшим заблуждением относить расцвет раннефеодальной Руси только на счет односторонне
благотворного воздействия христианства. Такая позиция возникла как один из вариантов расхожей в буржуазной
историографии теории влияний, которые на протяжении всей своей истории якобы переживала Русь. Нет
совершенно никаких оснований сводить богатейшую многообразную общественную жизнь средневековой Руси к
тем новшествам, которые привела с собой новая вера, равно как нет никаких оснований говорить о сплошной
дикости и отсталости славянских племен накануне принятия христианства.
Новая религия объединила социальные организмы, принявшие ее, в особого рода общности
религиозные, а это во многом влияло на сплочение русских земель.
Однако, прежде чем стать консолидирующим фактором, христианство прошло на Руси целый ряд этапов в
своем развитии, ассимилируясь в культурном контексте древнерусской цивилизации.
Говоря о христианизации как существенной составляющей русской культуры, следует опять подчеркнуть
"неопределенность источников", о чем постоянно говорят исследователи. До сих пор преобладает концепция
двух путей проникновения христианства на Русь: византийского и моравско-болгарского. Из болгарских земель
на Русь пришли первые пастыри, вероучительные книги, первые писцы и "мужи ученые". На основе греческих,
арабских, древнерусских источников воссоздается деятельность не только первых учителей верыКирилла и
Мефодия, но и особенности постижения христианства Русью. Знакомство Руси с христианством осуществилось
задолго до ее официального крещения Владимиром в 988 г. и оно было связано с контактами Руси с Римом,
Византией, западноевропейским миром. Ранний период знакомства с христианством, как отмечает А. Синайский,
носил эпизодический характер: "Занятые церковными спорами, окончившимися печальным результатом
(расколом христианства в 1054 г.)… Рим и Византия имели, так сказать, случайное отношение к юной Русской
Церкви, действуя на нее не систематически, а отрывочно". Нельзя упускать из вида, что проникновение
христианства на Русь было результатом не только миссионерской деятельности Византийской и Болгарской
церквей, но и последствием активных межкультурных контактов населения Руси с соседними странами. Русские
торговцы и военные дружины подолгу жили в Византии и Болгарии, на Крите, в Германии, Сирии, Египте,
Моравии. Они были хорошо знакомы с исламом, иудаизмом, Римской, Александрийской, Византийской
церквями. Представители этих религий постоянно жили в самой Руси в качестве наемников, ремесленников,
купцов, толмачей, военнопленных. Сегодня можно говорить о том, что уже в IX в. на Руси появились первые
домовые церкви, церковная утварь и книги, которые стали использоваться по назначению, утрачивая статус
военных трофеев и заново обретая сакральные смыслы. Официально крещение приняла Ольга в 955 г., затем
крестился Владимир, а в 988 г. стал официальной датой крещения "всей земли русской", обретения
христианством государственного статуса. В отличие от Западной Европы, где становление христианской веры
шло "от низов к верхам" (Н. Бердяев) общества, потребовав для своей эволюции несколько столетий, Русь
овладела христианством, прежде всего как государственной религией, говоря словами Е.В. Аничкова,
"…христианство вышло из сеней теремного дворца". Это было обусловлено несколькими причинами:
необходимостью вписаться на равных в мир европейских государств, в геополитические условия существования,
свойственные IX – X вв. (ведь к этому времени среди влиятельных соседей России не было почти ни одного
языческого государства); становление русской государственности требовало внутренней консолидации, стирания
племенных различий, закрепленных в языческих пантеонах (реформа язычества, предпринятая Владимиром в 980
г., не привела к ожидаемым результатам); обеспечение государственно-культурной целостности,
территориальной неделимости, социально-этнической общности нуждалось в новом миропонимании, в новой
идеологии. К этому времени уже была сформирована единая хозяйственно-экономическая система, создана
денежная единица, унифицирована государственно-политическая структура, выбраны единые культурные
ценности. Власти требовалась идеологическая поддержка, которая могла бы дать новое мирообъяснение,
воплощенное в христианстве с его принципиально иными, чем в язычестве, иерархией ценностей, нравственными
доминантами и отношением к государству. То, что христианство было сознательно "выбрано" и внедрялось