ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
"сверху", преследуя, прежде всего геополитические цели, создало в русской культуре феномен двоеверия –
христианско-языческого синкретизма, о природе и характерных чертах которого ученые спорят и сегодня. С
новой верой для Руси открывался путь приобщения к западноевропейской культуре, но методы, способы
принятия христианства заложили в самой русской культуре то дихотомическое напряжение, которое будет
постоянно давать себя знать и в широких еретических движениях (XIV – XVII, XVIII вв.), и в церковном расколе
и старообрядническом сектантстве (XVII, XIX вв.), и в попытках нового религиозного синтеза, религиозного
ренессанса (конец XIX – начало XX-го вв.), и в религиозном обновленчестве (наше время).
Принятие христианства – это результат многовековых процессов взаимовлияния и взаимопроникновения
культур, в рамках которого религия могла выступать и выступала, прежде всего, как идеология, а не как
вероучение в собственном смысле этого слова. Христианизация Руси была, безусловно, закономерным и
длительным процессом, который прошел в своем развитии несколько этапов: VI – IX вв. – стихийное,
неорганизованное знакомство с христианской доктриной и обрядовыми правилами в результате постоянных
контактов восточных славян с готами, фракийцами, греками, ромеями; IX – X вв. характеризуется обилием
религиозно-идейных течений на Руси, наличием разнообразных проповедников и миссионеров (францисканцев,
бернардинцев, кармелитов, доминиканцев, августинцев, тринитариев и многих других), деятельность которых
завершилась превращением христианства в государственную религию, добровольным ее принятием
государственно-политической элитой и созданием материальных условий для деятельности русской церкви (указ
Владимира о десятине); XI – XVII вв. характеризуются организационным оформлением, автокефальной Русской
Православной Церкви во главе с патриархом, насильственным обращением в веру большинства населения и
проповеднической, миссионерской деятельностью среди других народов.
Если за весь IX в. в Новгороде было построено только две церкви, в Киеве – 25, то уже к XIII в. христианство
становится существенной детерминантой русской культуры, строительство церквей идет по всей Руси. При
Ярославе Мудром (1019 –
1054 гг.) только начинается создание монастырей, в XII в. они постепенно становятся центрами новой книжной
культуры, а их общее число достигает 70, но только к XVII в. окончательно складывается облик крупнейших
монастырских комплексов Руси: Новодевичьего, Донского в Москве, Спасо-Ефимиева и Покровского в Суздале,
Алексеевского в Угличе, Новоиерусалимского и др. Становление христианства было не простым: всплески
языческого сознания, отраженные в восстаниях волхвов в 1024, 1071 гг., соседствовали с выработкой основ
христианской нравственности в знаменитом "Слове о законе и благодати" Иллариона. До XV в. Русская
Православная Церковь не обладала полнотой религиозной власти, как церковь латинская, но к этому времени она
успела накопить не только богатый опыт конфессиональной и межконфессиональной деятельности, но и
аккумулировать обширный культурно-исторический материал, выработать каноны монашеского благочестия,
ставшего идеалом для светских властей и простого народа, создать многочисленные центры книжной культуры,
выработать самобытный национальный художественный канон, воплощенный в зодчестве, книжной гравюре,
прикладном искусстве, иконографии. Оформление национальной церкви сопровождало становление
национального государства, изначально складывая симбиоз церкви и власти, с одной стороны, и объективные
предпосылки отчуждения народа от религиозных официальных институтов, с другой. Многие русские мыслители
считали, что окончательная христианизация русского народного сознания осуществилась только к XVIII в.
Изначально русские князья лично "участвовали в формировании национальных особенностей христианского
культа, в подготовке своих священников, в строительстве храмов, содействовали летописанию". После 1018 г.
(поражение Болгарии в войне с Византией) на Руси появилось большое количество болгарского духовенства,
книжников-писцов, которые занимались переводом греческих религиозно-философских, исторических
источников на старославянский язык. Княжеская власть направляла и субсидировала эту работу. Появляются
переводы "Истории иудейской войны" Иосифа Флавия, "Христианская топография" Козьмы Индикоплова,
"Александрия" и многие другие сочинения. К XIII в. русские монастыри не только накопили достаточный корпус
христианской литературы, освоили искусство летописания, но и стали подлинными центрами распространения
христианской духовной культуры. Книга была на Руси редкостью, настоящей драгоценностью, доступной только
самой богатой части населения. Долгое время простой пастве было запрещено читать и комментировать
богословские сочинения, вообще иметь дома книги (по данным П.Н. Милюкова, до первой половины XI в.).
Учитывая то, что сами пастыри были зачастую неграмотными и плохо подготовленными к своей деятельности,
понятно, почему христианство пришло на Русь в двух формах: в письменной, книжной традиции для элиты и в
устной традиции для простонародья. Это создавало предпосылки для ересей, постоянно боровшихся за
доступность христианских источников. Процесс христианизации из-за разной доступности источников, разной
глубины их понимания и трактовки протекал по-разному в разных социальных группах. Интенсивность
приобщения к христианству различных социальных групп тоже была неодинаковой, что сказалось на длительной
адаптации христианства на Руси и достаточно позднем оформлении национальной русской церкви (XV в.).
Христианство пришло на Русь через княжеский двор, городской посад, но христианизация деревни не
завершилась еще даже к XVII в. Поэтому на Руси каждая социальная группа имела свои представления о
сущности христианства и его роли в жизни общества, у каждого для принятия новой религии были свои
основания. Овладение христианской мифологией, догматикой, символикой, обрядностью не было
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- …
- следующая ›
- последняя »