Очерки истории русской культуры. Головашин В.А. - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

"Полезно знать нравы, обычаи и обряды древних чужеземных народов, но гораздо
полезнее иметь сведения о своих прародителях"
Н.И. Новиков
Введение
аступивший XXI в. – век колоссальных достижений науки и техники, век освоения космического
пространства и развития компьютерных технологийзаставляет человечество обратить особое
внимание на проблемы развития культуры и цивилизации.
Каждый здравомыслящий человек задается вопросом: как может высокая культура уживаться с
непрерывными войнами, террористическими актами, массовым уничтожением людей в цивилизованном
обществе?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо тщательно изучить истоки современной цивилизации,
приобщиться к сокровищам мировой и национальной культуры, выяснить сущность российской ментальности.
В научных работах часто встречаются формулировки о парадоксальности русской цивилизации,
свидетельствующие, что ее понимание требует от исследователя преодоления однозначных линейных схем и
обращения к многомерной концепции.
Проблема отнесения России к определенному цивилизационному типулиберальной (западной) или
традиционной (восточной) цивилизациибыла выдвинута еще в тридцатые годы XIX в. П.Я. Чаадаевым,
который писал: "Говорят про Россию, что она не принадлежит ни к Европе, ни к Азии, что это особый мир. Пусть
будет так. Но надо еще доказать, что человечество помимо двух своих сторон, определяемых словами Запад и
Восток, обладает еще и третьей стороной."
Современники Чаадаева И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков и другие, названные
"славянофилами", взяли на себя бремя такого доказательства. Они свято верили в слова
Ф.И. Тютчева:
"Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать.
В Россию можно только верить!"
Их оппоненты – "западники" – К.Д. Каверин, Н.Г. Чернышевский, Б.И. Чичерин и другие рассматривали
Россию как во многом азиатскую страну, которой необходимо цивилизоваться по европейскому пути. Споры
между "западниками" и "славянофилами" длились на протяжении двух веков и породили разные ответы. Россия
ставилась во главу особой славянской цивилизации, отличной от Востока и Запада, говорилось об уникальности
России в мировой истории и культуре, указывалось на исключительность положения России между Востоком и
Западом. Россия рассматривалась как "третья сила", представлявшая синтез восточной и западной цивилизации.
Все эти споры отражали несводимость русской культуры к одному из вариантов или к сочетанию и синтезу
того и другого.
Наша русская культура стала выделяться в особый тип в рамках христианских цивилизаций еще в XI – XII
вв. в ходе образования у восточных славян государства и приобщения их к православию. Особое влияние на
формирование этого типа культуры оказал геополитический факторсрединное положение России между
цивилизациями Запада и Востока. По словам
А. Блока:
"Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы".
Это послужило основой возникновения таких пограничных культурных слоев, которые, не примыкая ни к
одной из известных культур, представляли собой благоприятную среду для разнообразных культурных
инноваций.
Изучение российской культуры ныне вступило в новую фазу, связанную с перестройкой устоявшейся точки
зрения на истоки, историю и хронологию русской цивилизации. Интересны в этом отношении труды
современных исследователей Г.В. Носовского и А.Т. Фоменко, которые в своих работах "Библейская Русь",
"Империя" и многих других приводят парадоксальные факты, опровергающие многие устоявшиеся теории.
Что касается стадий развития российской цивилизации, то тут существуют различные точки зрения. Одни
ученые считают, что с XI в. и по настоящее время в том ареале, который называется Россией, была одна
цивилизация. В ее развитии можно выделить несколько этапов: это Древняя Русь (XI – XIII вв.), Московское
царство (XIV – XVII вв.), Имперская Россия (с XVIII в. и по 1917 г.). Другие исследователи полагают, что по XIII
Н