ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
было знакомо бортничество – сбор меда диких пчел. Отсутствие же общих терминов для названия рыб и орудий
земледелия говорит о том, что индоевропейские племена времен неолита мало занимались рыболовством и не
знали земледелия. Скотоводство у индоевропейцев становится одним из основных занятий в северной половине
Европы (от Рейна до Днепра) на рубеже третьего-четвертого тысячелетий до н.э. Крупный рогатый скот
становится мерилом богатства племени (от тех далеких времен в древнерусском языке сохранялось название
казны – "скотница").
Борьба за захват чужих стад и пастбищ вызывала постоянные стычки и войны, заставляла пастушеские
племена передвигаться и расселяться по всей Европе вплоть до Волги в ее срединном течении. Все племена
перемешивались и меняли соседей по мере продвижения в ту или иную сторону. В первой половине второго
тысячелетия до н.э. еще не было ни славянской, ни германской, ни балтийской языковой общности. Примерно к
XV в. до н.э. вся зона европейских лиственных лесов и лесостепей была занята различными индоевропейскими
племенами. Они переходили к оседлой жизни, закрепляя за собой территории, необходимые им для выпаса скота
и жизнедеятельности. Одновременно росли связи с соседями в виде торгового обмена, складывались особенности
культурного развития отдельных племен, в частности их языковые различия. Из общего индоевропейского
языкового единства выделились соседи протославян: германцы, балтийцы, иранцы, данофракийцы, иммерийцы,
италики и кельты.
Несколько позднее индоевропейцев по северной таежной полосе в Восточную Европу вплоть до Прибалтики
продвигались племена монголоидного типа финно-угорской языковой общности. Это были племена охотников и
рыболовов. Смешение их с индоевропейцами в Восточной Европе, с которыми они часто мирно жили бок о бок
на одной территории, породило восточноевропейский расовый тип, который лег в основу северных племен славян
Восточной Европы: ильменских славян, полоцких, кривичей, радимичей, дреговичей.
Южный тип славян (испытавший смешивающее влияние скифских, сарматских, хазарских,
печенежских, половецких и других кочевых народов и племен, а также населения ранних греческих, а затем
византийских колониальных поселений по северному побережью Черного моря) представляли поляне,
тиверцы, угличи, древляне, хорваты. В славянских языках, образованных из диалектов этих племен, остались
общие названия элементов ландшафта, что позволяет сделать заключение о месте обитания протославян в
зоне лиственных лесов и лесостепей среди холмов и оврагов, озер, рек и болот, но не вблизи высоких гор и
моря.
Большинство ученых, исследовавших данные о возможной прародины славян, считают таковой область к
северу от Карпат, где-то в междуречье Одера, Вислы и Дуная. Считается, что на восток Европы до Днепра и
части бассейна Десны праславяне пришли позже. Однако в вопросах происхождения славян, мест их обитания
и древнейшей истории много предположительного, неясного. Четкого ответа на эти вопросы не дают ни
археологические изыскания остатков культуры, ни факты сравнительного языкознания, поскольку на местах
археологических раскопок в разное время обитали разные племена, а языки этих племен постоянно
испытывали взаимовлияние и заимствовали различные термины. Бесспорным является лишь то, что предки
славян – анты и венеды – жили в разлагавшемся общинно-родовом строе, были язычниками и находились
примерно на одном культурном уровне, что и их многочисленные соседи, исключая Древнюю Грецию,
Древний Рим и Византию, где этот уровень был несравненно выше. Впрочем, религиозные верования
протославян определять как язычество не совсем верно. Правильнее считать, что они исповедовали ведизм (от
ведать – знать), родственный другим религиям ведического корня в Древней Индии, Ираке и Древней Греции.
Культурный уровень протославян, а затем и славян во многом определялся средой их обитания. Лес не
только кормил их мясной и растительной пищей, но и служил укрытием от вражеских набегов. Лесостепь
кормила домашний скот и предоставляла возможность для зачатков земледелия. Реки и озера не только
поставляли к столу рыбу, но и служили почти круглый год средствами сообщения. От весны до глубокой осени
по ним пролегали водные пути, а зимой – санные.
Хотя для хлебопашества предпочтительней были обширные лесные поляны в лесостепной полосе и широкие
степные массивы, но земледелие у протославян, когда они стали оседлыми, развивалось не здесь, куда легко
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- …
- следующая ›
- последняя »