Очерки истории русской культуры. Головашин В.А. - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

проникали с разбойными набегами воинственные кочевые племена, а в лесах и называлось "подсечным". В
январе (славяне звали этот месяц "сеченем") деревья на выбранном под пашню участке леса подрубались так,
чтобы получить сухостой. Затем сухостой валили, пни выкорчевывали, порубки сжигали, получая золу в качестве
удобрения участка. Отвоеванные у леса участки звали "радами", хлеб родил на них два-три года. Потом эти
участки бросались пахарями, зарастали сорняками и разнолесьем. Заброшенные в лесу пашни называли "лядами"
(эти термины древнего подсечного хлебопашества в названиях сел Рада, Ляда, которые сохранились и на
территории нашей области). Жили наши далекие предки в наземных столбовых домах летом, а в холодное время
годав полуземлянках. Жилища не имели окон и отапливались "по-черному" глинобитными или каменными
очагами без дымоходов и труб. Такой вид отопления сохранялся веками, был он и позднее в "курных", рубленных
из бревен избах не потому, что славяне "не додумались" до устройства вытяжки из жилищ дыма, он был нужен
для борьбы с насекомыми, прежде всего с комарами, которых в местах проживания славян среди лесных болот,
на берегах рек и озер было великое множество. Рядом с жилищами строились хозяйственные помещения для
содержания скота, домашних припасов, инвентаря и орудий труда. Погреба с весны забивались льдом и снегом и
служили своего рода холодильниками. Археологические раскопки позволяют установить наличие различных
ремесел: кузнечного, гончарного, столярного и других. В этих же раскопках в поселениях древних славян
обнаружены свидетельства того, что они знали земледелиеорудия труда земледельцев, остатки семян злаковых
и бобовых культур, конопли. Последнее говорит о том, что протославяне одевались не только в выделанные
шкуры диких зверей и домашних животных, но и в тканые одежды.
Судя по найденным возле жилищ костям домашних животных, протославяне разводили лошадей, коров,
овец, коз. Знали протославяне способы добычи железа из "болотной" руды. Из железа ими изготавливались
оружие и орудия труда. Своих убитых в боях и умерших сородичей протославяне сжигали, а прах закапывали в
колоколообразных урнах.
Начиная с середины первого тысячелетия нашей эры известны письменные свидетельства о славянах под
именами венедов, антов и склавинов. Византийский историк Прокопий Кесарийский (первая половина VI в.)
пишет: "Эти племена, склавины и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве и
поэтому у них счастье и несчастье в жизни считаются делом общим".
А вот другое свидетельство о славянах в "Стратегиконе", написанном военным советником византийского
императора Маврикия (конец VI в.): "Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь,
наготу, недостаток в пище. У них большое количество скота и плодов земных... Сражаться со своими врагами
они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах, с выгодой для себя пользуются засадами,
внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много разнообразных способов. Опытны они также
в переправах через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание
в воде, при этом они держат во рту выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа
навзничь на дне реки, дышат с помощью их. Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют
также щиты. Они пользуются деревянными луками и небольшими стрелами с пропитанными ядами
наконечниками".
Особенно поразило автора "Стратегикона" свободолюбие славян. "Племена антов, – пишет он, – сходны
по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к
рабству или подчинению в своей стране". Затем он же говорит о доброжелательности славян к иноземцам,
прибывающим в их страну с дружественными намерениями. Они не мстят врагам, попавшим к ним в плен,
надолго не задерживают их у себя и обычно предлагают им либо за выкуп вернуться на родину, либо
остаться жить среди славян на положении свободных людей. Иначе говоря, славяне не знали рабства в его
классической форме, такого, как в Древнем Риме и Византии.
По византийским источникам, славяне в VI в. занимали огромную территорию от Дуная до Вислы и
делились на три большие группы: склавины, анты и венеды, которые говорили на одном языке, имели общие
обычаи и законы, жили на последней стадии общинно-родового строя. В VI в. государства у славян еще не было.
Многочисленные набеги на Византию осуществлялись племенными союзами, настолько мощными, что посол
славян Лаврит мог заявить византийцам: "Родился ли на свете и согревается ли лучами солнца тот человек,
который подчинил себе силу нашу? Не другие нашей землей, а мы чужой привыкли обладать..." Из византийских
хроник известны имена некоторых антских и венедских вождей: Добрита, Ардагаста, Мусакия, Прогоста. Под их
предводительством многочисленные славянские войска не раз вторгались в пределы Византии, что дало повод
византийскому императору Константину Багрянородному с грустью сказать, что Византия "ославянилась". Об
успешных походах в Византию свидетельствуют сокровища из найденных в среднем Поднепровье антских
кладов: дорогие византийские изделия из золота и серебракубки, блюда, кувшины, браслеты, мечи, пряжки.
В отличие от Западной Римской империи, павшей под ударами германских племен, Византия еще держалась
почти тысячу лет, отражая напор славян, уступая им часть своей территории к югу от Дуная и на Балканах. Когда
во второй половине VI в. кочевники-аварцы, известные в истории как гунны, вторглись в Подунавье,
византийская дипломатия использовала их для борьбы со славянами. Аварцы разгромили дулебский племенной
союз в Прикарпатье, затем тяжелый удар нанесли самому мощному славянскому племенному союзу антов. В
начале VII в. аварский каган повел войну с антами, пытаясь вконец истребить их. Антам пришлось уйти в