Очерки истории русской культуры. Головашин В.А. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

в. существовала одна "русско-европейская" или "славяно-европейская" цивилизация, а с XV в. – другая,
"евразийская" или "российская".
Наиболее часто выделяемые признаки российской цивилизации: самодержавная форма государственной
власти, подчинение общества государству, коллективистская ментальность, незначительный объем
экономической свободы. Как ни парадоксально, эти признаки с незначительными изменениями сохранились до
настоящего времени.
В процессе становления Московского царства в России укрепилась традиционная модель общества с
характерным для нее отсутствием уважения к личности как абсолютной ценности, произволом, слабо
выраженным принципом собственности. Сдвиг России к западной модели начал своими реформами
Петр I. Именно он "рукой железной Россию вздернул на дыбы".
Революционный переворот 1917 г. разрушил все, что объединяло Россию с Европой, и вновь отбросил ее к
восточной модели с азиатским способом производства. Страшнейший произвол власть пыталась оправдать
благими намерениями. На плакате, висевшем на воротах Соловецкого концентрационного лагеря, была сделана
симптоматическая надпись: "Железной пролетарской рукой загоним человечество к счастью".
В развитии русской духовной культуры немаловажную роль сыграла православная религия, которая помогла
русскому народу выжить в царстве произвола, разгромить нашествие германского фашизма, сохранить вековые
традиции.
В конце XX столетия наше общество испытало, да и теперь продолжает испытывать мощный натиск
западной массовой культуры с ее ярко выраженным культом насилия и жестокости. Это пагубно влияет на
молодежь, на людей с неустановившейся жизненной позицией. Жесткая конкуренция, капиталистический способ
производства соседствуют в нашей стране с сохранившимися "пережитками" социализма; с наплевательским
отношением к государственной собственности, земле, природным ресурсам. Нашему обществу просто необходим
духовный переворот таких масштабов, которые сопоставимы с Реформацией или Просвещением в Европе. Для
этого требуется объединение всех национальных культур и этносов в новую историческую общность путем
осознания национальных приоритетов, евразийской ценности.
Основной вопрос не в том, станет ли Россия "вторым Западом" или его частью, а в том, обогатит ли она
мировую цивилизацию самобытным историческим творчеством или станет "неудачницей", идущей по чужому
пути, примеряющей чужие образцы.
Перспективное и разумное решение для России состоит в разработке Евразийского проекта: освоения
специфической цивилизационной модели, отличной и от традиционной азиатской и от западной.
Евразийская идеяидея специфической цивилизационной общности, по-своему преломляющей импульсы
Запада и Востока и творчески интегрирующей их, ценная часть нашего духовного наследия, которой мы не
можем пренебречь. Разработку этой идеи предстоит осуществить совместными усилиями историков, философов,
социологов и культурологов. И начало этому процессу должно положить планомерное знакомство с историей
культуры нашей Родины. Данную задачу решает эта книга, рассчитанная на всех, кто интересуется культурой
России.
СЛАВЯНЕ В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИИ
режде чем рассматривать предпосылки создания русской государственности (начало ей
положила Киевская Русь объединением восточнославянских и иных племен), надо представить
себе, кто такие славяне и когда их далекие предки-протославяне появились на территории Европы. Говоря
иными словами, попытаться заглянуть в довольно туманное зеркало истории, чтобы увидеть в нем хотя бы
смутные черты неизмеримо далекого прошлого.
Наиболее достоверные данные об этом прошлом получены сравнительным языкознанием на основе изучения
фактов совпадения отдельных терминов в различных индоевропейских языках, к которым относится и славянская
группа языков. Индоевропейское языковое единство возникло, очевидно, еще в неолите, когда орудия труда
делались человеком в основном из камня, то есть в каменном веке. Из этого языкового единства в течение многих
веков постепенно выделялись и обосабливались языки отдельных народов. Местом обитания племен,
породивших позднее эти народы, было огромное пространство от Индийского до Атлантического океанов. По
нему в глубокой древности волнами непрерывно перемещались различные племена в поисках благоприятных
условий существования или под натиском своих более сильных соседей. Заселение Европы началось примерно
12 тыс. лет назад и шло вслед за отступающим ледником. Ученые полагают, что индоевропейские племена
окончательно заселили Европу за четыре-пять тысяч лет до н.э., когда в Северной Африке и Азии уже возникли
государственные образования, ставшие первыми очагами цивилизации на нашей планете. Что же касается славян,
то их считают одним из наиболее молодых индоевропейских народов.
Об образе жизни протославян, еще не выделившихся из общей массы индоевропейских племен,
свидетельствуют отдельные совпадения терминов в разных индоевропейских языках, например, "мед" и названия
приготовляемых из него напитков. Отсюда можно заключить, что всем индоевропейцам в глубокой древности
П