Очерки истории русской культуры. Головашин В.А. - 45 стр.

UptoLike

Составители: 

29) "Гончары". 30) Кирпичники ("плинфоделатели").
31) Плиточники (делавшие поливные плитки). 32) Игрушечники.
VIII
33) "Златари" ("златокузнецы"). 34) Эмалеры). 35) Стекольники.
IX
36) Гребенщики (резчики кости). 37) "Лучники". 38) Гранильщики камня.
X
39) "Писцы книжные". 40) "Иконники".
XI
41) "Воскобойники". 42) Масленники.
В этот список не вошли такие профессии, которые не представляют ремесла в полном смысле слова, как, например: повара, пекари, извозчики, скоморохи,
гусляры, архитекторы, лекари и др.
Социальное положение древнерусских ремесленников прошло следующие исторические этапы: во-первых, –
закрепление общинного производства за определенными специалистами (отделение ремесла от земледелия); во-
вторых, – закрепощение части общинных ремесленников в связи с возникновением и развитием феодальных
отношений, включение их в состав феодальной усадьбы и, в-третьих, – появление в городе относительно
свободных ремесленников, не связанных непосредственно с боярским или княжеским двором.
Многие ремесленники имели свою мастерскую. Но наряду с ними были и ремесленники иного типа. Из них на первое место надо поставить плотников,
артели которых нанимались по договору на ту или иную постройку.
О заработке ремесленников данных дошло до наших дней мало. "Русская Правда" сообщает о плате городникам и мостникам; в состав платы входят и
деньги, и продукты.
В значительно лучшем положении находились привилегированные категории ремесленников, вроде иконников, ювелиров, резчиков мрамора.
Особенно велики были заработки архитекторов. Немногим отличались заработки иконописцев. Например, Дионисию с сыновьями за роспись
иконостаса было заплачено сто рублей. И это при том, что деревня средних размеров стоила 20 рублей вместе со всем в ней находящимся скарбом и
скотом.
В хозяйственном развитии Киевской Руси заметное место занимало высокоразвитое ремесленное
производство. Важнейшей его отраслью были черная металлургия и металлообработка.
Ассортимент изделий из железа насчитывал около 150 названий, а древнерусские кузнецы владели всеми
известными тогда техническими и технологическими приемами его обработки: ковкой, сваркой, закалкой,
ввариванием стальных лезвий, инкрустацией цветными металлами. Высоким уровнем мастерства отличались
изделия древнерусских "кузнецов злату и серебру": золотые бармы, колты и ожерелья, серебряные браслеты-
наручи, другие ювелирные вещи. Они исполнены в технике перегородчатой эмали, скани, черни, литья, чеканки,
достигших на Руси высокого уровня развития. Мастерство древнерусских ремесленников получило
международное признание. В известном трактате монаха Теофила из Падерборна "О различных художествах"
Русь названа страной, открывшей секреты "искусства эмали и разнообразия черни".
Ремесло развивалось как в хозяйстве феодалов, так и на свободной городской основе. В XII – XIII вв.
посадские ремесленники начинают объединяться в корпорации, свидетельством чего являются названия
городских концов (гончарский, плотницкий, кожемяцкий), ворот (кузнечные), а также упоминания в письменных
источниках об артелях городников, мостников.
Подводя итоги развитию русского ремесла в X – XIII вв., можно сделать следующие выводы: ремесло
являлось важнейшей составной частью древнерусского хозяйства, ускорившей развитие сельскохозяйственной и
военной техники и развитие феодальных отношений.
ПИСЬМЕННОСТЬ
сновой любой древней культуры является письменность. Когда она зародилась на Руси? Долгое время
существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством. Однако согласиться с этим
трудно. Есть свидетельство о существовании славянской письменности задолго до христианизации Руси. В 1949
г. во время раскопок под Смоленском нашли глиняный сосуд, относящийся к началу Х в., на котором было
написано "горушна" (пряность). Найденное означало, что уже в это время в восточнославянской среде бытовало
письмо, существовал алфавит. Об этом же говорит и "Житие" византийского дипломата и славянского
просветителя Кирилла. Во время пребывания в Херсонесе в 60-е гг. IX в. он познакомился с Евангелием,
написанным славянскими буквами. В дальнейшем Кирилл и его брат Мефодий стали основоположниками
славянской азбуки, которая, видимо, в какой-то части основывалась на принципах славянского письма,
существовавшего у восточных, южных и западных славян задолго до их христианизации.
Надо вспомнить и о том, что договоры Руси с Византией, относящиеся к первой половине Х в., также имели
копии на славянском языке. К этому времени относится существование толмачей-переводчиков и писцов,
которые записывали речи послов на пергамент.
О