ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
По мнению некоторых ученых, очередной летописный свод был создан митрополитом Илларионом, который
писал его под именем монаха Никона в 60 – 70-е гг., уже после смерти Ярослава Мудрого. Потом появился свод
времен Святополка
(90-е гг. XI в.).
Свод, за который взялся монах Киево-Печерского монастыря Нестор и который вошел в нашу историю под
именем "Повести временных лет", оказался, таким образом, по меньшей мере лишь пятым по счету и создавался
в первое десятилетие XII в. при дворе все того же князя Святополка. Свод Нестора был вершиной раннего
русского летописания.
В первых строках своей летописи Нестор поставил вопрос
: "Откуда есть пошла Русская земля…". Таким
образом, уже в этих первых словах летописи говорится о тех масштабных целях, которые поставил перед собой
автор. И действительно,
летопись не стала обычной хроникой, каких немало было в ту пору в мире – сухих, бесстрастно
фиксирующей факты, но взволнованным рассказом тогдашнего историка, вносящего в повествование философско-
религиозные обобщения, свою образную систему, темперамент, свой стиль. Происхождение Руси, как мы об этом уже
говорили, Нестор рисует на фоне развития всей мировой истории. Русь – это один из европейских народов.
Используя предшествующие своды, документальные материалы, в том числе, например, договоры Руси с Византией,
летописец развертывает широкую панораму исторических событий, которые охватывают как внутреннюю историю
Руси – становление общерусской государственности с центром в Киеве, так и международные отношения Руси с
окружающим миром. Целая галерея исторических деятелей проходит на страницах Несторовой летописи – князья,
бояре, посадники, тысяцкие, дружинники, купцы, церковные деятели. Он рассказывает о военных походах и
организации монастырей, закладке новых храмов и об открытии школ, о религиозных спорах и реформах внутри
русской жизни. Постоянно касается Нестор и жизни народа в целом, его настроений, выражений недовольства. На
страницах мы читаем о восстаниях, убийствах князей и бояр, жестоких общественных схватках. Все это автор
описывает вдумчиво и спокойно, старается быть объективным, насколько вообще может быть объективным глубоко
религиозный человек, руководствующийся в своих оценках понятиями христианской добродетели и греха. Убийство,
предательство, обман, клятвопреступления Нестор осуждает бескомпромиссно, превозносит честность, смелость,
верность, благородство, другие прекрасные человеческие качества. Вся летопись проникнута чувством единства Руси,
патриотическим настроением. Все основные события в ней оценивались не только с точки зрения религиозных понятий,
но и с позиций этих общерусских государственных идеалов. Этот мотив звучал особенно значительно в преддверии
начавшегося политического распада Руси.
В 1116 – 1118 гг. летопись снова была переписана. Княживший тогда в Киеве Владимир Мономах и его сын Мстислав были
недовольны тем, как Нестор показал роль в русской истории Святополка, по заказу которого в Киеве-Печерском
монастыре и писалась "Повесть временных лет". Мономах отнял летописание у печорских монахов и передал его в свой
родовой Выдубицкий монастырь. Его игумен Сильвестр и стал автором нового свода.
В нем положительные оценки Святополка были поумерены, зато оказались подчеркнуты все деяния Владимира
Мономаха, но основной корпус "Повести временных лет" остался неизменным.
И в дальнейшем Несторов труд входил непременной составной частью как в киевское летописание, так и в летописи
отдельных русских княжеств, являясь одной из связующих нитей для всей русской культуры.
По мере политического распада Руси и возвышения отдельных русских центров летописание стало
дробиться. Кроме Киева и Новгорода появились свои летописные своды в Смоленске, Пскове, Владимире-на-
Клязьме, Галиче, Владимире-Волынском, Рязани, Чернигове, Переславле-Русском. В каждом из них отражались
особенности истории своего края, на первый план выносились собственные князья. Так, владимиро-суздальские
летописи показывали историю правлений Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо;
галицкая летопись начала XIII в. стала по существу биографией знаменитого князя-воина Даниила Галицкого; о
потомках Святослава Ярославовича повествовала в основном черниговская летопись. И все же и в этом местном
летописании четко просматривались общерусские культурные истоки. История каждой земли сопоставлялась со
всей русской историей, "Повесть временных лет" являлась непременной частью многих местных летописных
сводов. Некоторые из них продолжали традицию русского летописания XI в. Так, на рубеже ХП – ХШ вв. в
Киеве был создан новый летописный свод, в котором отражались события, происходившие в Чернигове, Галиче,
Владимиро-Суздальской Руси, Рязани и других русских городах. Видно, что автор свода имел в своем
распоряжении летописи различных русских княжеств и использовал их. Хорошо знал летописец и европейскую
историю. В различных русских городах, в том числе в Киеве, в Выдубицком монастыре, создавались целые
библиотеки летописных сводов, которые становились источниками для новых исторических сочинений XI – XIII
вв.
Сохранение общерусской летописной традиции показал Владимиро-Суздальский летописный свод начала
XIII в., охвативший историю страны от легендарного Кия до Всеволода Большое Гнездо.
Литература
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 45
- 46
- 47
- 48
- 49
- …
- следующая ›
- последняя »