Очерки истории русской культуры. Головашин В.А. - 48 стр.

UptoLike

Составители: 

О
бщий подъем Руси в XI в., создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей в
княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. Эта литература
развивалась, складывалась вместе с развитием летописания, ростом общей образованности общества. У людей появилась
потребность донести до читателей свои взгляды на жизнь, свои размышления о смысле власти и общества, роли религии,
поделиться своим жизненным опытом.
Нам неведомы имена авторов сказаний о походах Олега, о крещении Ольги или войнах Святослава. Первым
известным автором литературного произведения на Руси стал священник княжеской церкви в Берестове,
впоследствии митрополит Илларион. В начале 40-х гг. XI в. он создал свое знаменитое "Слово о законе и
благодати", в котором в яркой публицистической форме изложил свое понимание места Руси в мировой истории.
Это "Слово" посвящено обоснованию государственно-идеологической концепции Руси, полноправному месту
Руси среди других народов и государств, роли великокняжеской власти, ее значении для русских земель. "Слово"
объясняло смысл крещения Руси, выявило роль русской церкви в истории страны. Уже одно это перечисление
указывает на масштабность сочинения Иллариона.
То было время нарастания новых противоречий между Русью и Византией, претензий империи на
руководство Русью не только в сфере религиозной, но и политической. Но то было время и возвышения Руси при
Ярославе Мудром, укрепления ее международной роли. Основной темой "Слова" Иллариона стала идея
равноправия Руси среди других народов и государств, за которой мы читаем протест Киева против
политического давления со стороны Византии. Илларион утверждает свободу выбора религии со стороны Руси,
отмечает значение Владимира как русского апостола, сравнивает его с императором Константином Великим,
сделавшим христианство государственной религией, с первыми христианскими апостолами. Говоря о первых
русских князьях, Илларион гордо отмечает: "Не в плохой стране, и не неведомой земле были они владыками, но в
Русской, которая ведома и слышима во всех концах земли". Эта идея связи Руси с мировой историей затем нашла
отражение и в своде Нестора.
И можно думать, что Нестор взял эту мысль из сочинений Иллариона, который до Нестора сам, возможно, создал
один из первых русских летописных сводов.
Во второй половине XI в. появляются и другие яркие литературно-публицистические произведения: "Память
и похвала Владимира" монаха Иакова, в котором идеи Иллариона получают дальнейшее развитие и применяются
к исторической фигуре Владимира I. В это же время создаются "Сказание о первоначальном распространении
христианства на Руси", "Сказание о Борисе и Глебе", святых покровителях и защитниках Русской земли.
В последней четверти XI в. начинает работать над своими сочинениями монах Нестор. Летопись была его
завершающей фундаментальной работой. До этого он создал знаменитое "Чтение о житии Бориса и Глеба". В
нем, как и в "Слове" Иллариона, как позднее в "Повести временных лет", звучат идеи единства Руси, воздается
должное ее защитникам и радетелям. Уже в ту пору русских авторов беспокоит нарастающая политическая
вражда в русских землях, в которой они угадывают предвестие будущей политической катастрофы.
Литература XII в. продолжает традиции русских сочинений XI в. Создаются новые церковные и светские
произведения, отмеченные яркой формой, богатством мыслей, широкими обобщениями; возникают новые жанры
литературы.
На склоне лет Владимир Мономах пишет свое знаменитое "Поучение детям", ставшее одним из любимых
чтений русских людей раннего средневековья. Описывая чисто русские дела и русские политические страсти,
бесконечные войны с врагами Руси, Мономах постоянно опирался на христианские общечеловеческие ценности.
В них находил он ответ на мучившие его вопросы, в них черпал нравственную опору. Он начинает цитировать
Псалтырь с бессмертных слов: "Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на бога, ибо верю в
Него". Его "Поучение" – это гимн праведникам, неприятие злых и лукавых людей, вера в торжество добра, в
бессмысленность и обреченность зла.
В начале XII в. один из сподвижников Мономаха игумен Даниил создает "Хождение игумена Даниила в святые места".
Богомольный русский человек отправился к гробу Господню и проделал длинный и трудный путьдо
Константинополя, потом через острова Эгейского моря на остров Крит, оттуда в Палестину и до Иерусалима, где в это
время было основано первое государство крестоносцев во главе с королем Болдуином. Даниил подробно описал весь
свой путь, рассказал о пребывании при дворе иерусалимского короля, о походе с ним против арабов. Даниил молился у
гроба Господня, поставил там лампу от всей Русской земли: около гроба Христа он отпел "пятьдесят литургии за князей
русских и за всех христиан".
И "Поучение", и "Хождение" были первыми в своем роде жанрами русской литературы.
XI – начало XIII вв. дали немало и других ярких религиозных и светских сочинений, которые пополнили
сокровищницу русской культуры. Среди них "Слово" и "Моление" Даниила Заточника, который, побывав в
заточении, испытав ряд других житейских драм, размышляет о смысле жизни, о гармоничном человеке, об