Очерки истории русской культуры. Головашин В.А. - 50 стр.

UptoLike

Составители: 

сведений, использовавшихся в религиозных целях (например, грамматика трактовалась как наука, нужная для
понимания церковных книг, риторика как пособие для составления церковных проповедей, астрономиядля
вычисления пасхалий, диалектикадля споров с еретиками, занятия арифметикой в значительной степени сводилась к
мистическому толкованию чисел.). В конце средневековья и особенно в эпоху Возрождения "семь свободных искусств"
в средних школах и на "артистических" факультетах университетов стали приобретать светский характер.
русская идея
оследнее десятилетие двадцатого века стало для России и, в первую очередь, для русского народа обновляющим и
одновременно трагическим испытанием национального характера, национальной культуры и духовных ценностей,
которые русский народ хранил, на которые он опирался в дни лихолетья. Распад СССР, разрушение
идеологических установок и культурных традиций, сформированных в ходе реализации социалистической идеи,
отсутствие в обществе новых объединяющих идей на фоне социального кризиса, вызванного ухудшением
экономической обстановки, порождает противостояние в обществе, усиливает центробежные тенденции в стране и по
существу может стать одним из факторов разрушения России как государства, деградации русской нации. Вопрос о
русской национальной идее применительно к сегодняшней России является не просто важным. Для русского народа
духовные символы, идея высшей справедливости, служение высоким идеалам, чувство своего особого предназначения
столь же, а может, даже и более необходимо, чем личное благополучие. Слова Ф.М. Достоевского "Без высшей идеи не
может существовать ни человек, ни нация" были повторены вслед за ним многими русскими мыслителями. Русская
национальная идея, основанная на ценностях русских традиций, русской культуре, должна сплотить русский народ,
помочь ему перешагнуть через беды и противоречия постсоветского периода, выжить и сохранить себя, свой характер,
свою страну, свою культуру.
Невозможно определить "дату рождения" русской идеи. Русская идеячасть русской культуры, одна из
основ, на которой эта культура создавалась и развивалась. В качестве важнейшего элемента религиозной
историографии русская идея присутствует в древнерусской литературе. "Начиная с первых ответов на вопрос
"откуда есть пошла русская земля" и далее через летописи, послания, панегирики, жития, легенды, через
теорию "МосквыТретьего Рима", через споры об исключительности православного царства и самого
православия, наконец, через русскую государственностьхорошо различимы усилия постичь не столько саму
эмпирическую ткань истории, сколько преобразующую ее провиденциальную, Богом задуманную,
умопостигаемую идею, задачу, судьбу, миссию" (Е.В. Барабанов, "Русская идея" в эсхатологической перспективе
// Вопросы философии. 8. 1990.).
Литературное наследие девятнадцатого века просто пронизано темой "русской идеи", особой
предначертанности России и русского народа, его судьбы и миссии. "Когда видишь, как эта огромная империя с
большим или меньшим блеском в течение двух веков выступала на мировой сцене, когда видишь, как она по
многим второстепенным вопросам приняла европейскую цивилизацию, упорно отбрасывая ее по другим более
важным, сохраняя таким образом оригинальность, которая, хоть и является чисто отрицательной, но не
лишена тем не менее своеобразного величия,когда видишь этот великий исторический факт, то спрашиваешь
себя: какова же та мысль, которую он скрывает или открывает нам; каков идеальный принцип, одушевляющий
это огромное тело, какое новое слово этот новый народ скажет человечеству; что желает он сделать в
истории мира? Чтобы разрешить этот вопрос, мы не обратимся к общественному мнению сегодняшнего дня,
что поставило бы нас в опасность быть разочарованными событиями последующего дня. Мы поищем ответа в
вечных истинах религии. Ибо идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог
думает о ней в вечности" (Соловьев B.C. Сочинения в двух томах. М. 1989. Т. 2. С. 219 – 220).
Проблема поиска "русской идеи" особенно остро встала перед Россией с того момента, как она начала осознавать себя
частью всемирного и, прежде всего, европейского человечества. После победы над Наполеоном Россия оказалась
втянутой в самую гущу европейской политики, обрела значение одной из наиболее влиятельных политических сил на
европейском континенте. Это побудило мыслящих людей задуматься об отношении России к Европе, о том, что их
связывает и разделяет между собой. Именно тогда заговорили о "русской идее" наши великие русские мыслители такие,
как В.С. Соловьев, Ф.М. Достоевский, К.Л. Леоньтев, Н.Я. Данилевский, Ф.И. Тютчев, П.Я. Чаадаев, И.В. Киреевский,
Ю.Ф. Самарин и др. Потребность в национальной идее возникла в России в результате ее вхождения в мир европейской
культуры и цивилизации и явилась прямым следствием этого вхождения. "Русская идея" – это "европейская идея" в
русском ее прочтении и толковании.
Поиск собственногонациональноговарианта европейской идеи шел в России в рамках прежде всего философского
дискурса, породив здесь оригинальную и самобытную философию истории. "Вопрос о России, – писал Н.А. Бердяев, –
есть прежде всего историософский вопрос, что означает приоритет философско-исторического видения России над
всеми видами позитивного знания о ней. Подобное направление мысли выходит на первый план там, где реальность
находится еще в состоянии брожения, не отлилась в законченную форму, не застыла в своей цивилизационной
определенности и не может быть, поэтому предметом одной лишь научной аналитики, апеллирующей исключительно к
наличному опыту. То, что не имеет предмета в опыте, может быть выражено, представлено только через идею".
Лидирующее место философии истории в составе русской мысли прошлого века как раз и указывает на характер
"русской идеи" – она касалась в первую очередь самоопределения России по отношению к миру, и прежде всего к
Западу, поиска ею своего места в мировой истории.
Через подобный поиск прошли в свое время все ведущие страны Западной Европы, как только они порывали
П