Очерки истории русской культуры. Головашин В.А. - 52 стр.

UptoLike

Составители: 

благодаря которой она и предстает в качестве неповторимого, своеобразного и в то же время общезначимого явления в
мировой культуре.
Подобно Европе, Россия искала и пыталась выразить в своей культуре некоторое универсальное начало,
способное объединять людей и народы в общепланетарном масштабе. В этом Россияевропейская страна, хотя и
несколько в ином смысле, чем страны западноевропейского региона.
Идея единого человечества, универсальной цивилизации, впервые зародилась на Западе. Иногда ее называют
"римской идеей". Начиная с "первого Рима", история Запада стала историей ее практического воплощения в
жизнь, хотя на разных этапах разными средствами. Самому Западу казалось, что именно он призван навсегда
покончить с варварством былых времен, явить миру единственно возможную форму человеческой интеграции.
Однако в его современной фазе (фазе существования индустриального общества) обнаружились такие черты этой
цивилизации, которые заставили говорить о "новом варварстве". Первоначальное противостояние "варварство
цивилизация" сменилось другими не менее острыми и опасными: с одной стороны, "цивилизацияприрода", с
другой, "цивилизациякультура". Конфликт индустриальной цивилизации с природой и культурой, называемый
иначе экологическим и духовным кризисом, не только обозначил пределы роста этой цивилизации, но и выявил
ее неприемлемость в качестве общепланетарной модели будущего развития.
Кроме того, западное общество, сделавшее материальное благополучие смыслом существования людей, не
обязательно имеет своим следствием всеобщее изобилие. Не все смогут жить так, как живут на Западе (хотя бы в
силу ограниченности природных ресурсов), да и Запад, заботясь о себе, вряд ли позволит всем жить так, как
живет он сам. Ведь народы, которым будет предписано жить по западным образцам, захотят иметь и западные
стандарты потребления. Это и есть путь в экологическую бездну. По словам немецкого ученого-философа В.
Хесле, "универсализация принятых на западе жизненных стандартов... приведет Землю к экологической
катастрофе... Катастрофа, к которой мы медленно приближаемся, давно бы уже наступила, если бы все
жители планеты потребляли бы столько же энергии, сколько жители развитых стран Запада, если бы повсюду
накапливалось такое же количество мусора, а в атмосферу выбрасывалось столько же вредных веществ. Вряд
ли кто ныне решится спорить о том, что западные индустриальные общества таким образом далее
развиваться не могутиначе мы провалимся в бездну" (Хесле В. Философия и экология. М., 1993. С. 17).
Сложившееся в сознании русских людей двойственное отношение к Западу, сочетавшее признание его
несомненных заслуг в области политических свобод, народного просвещения, науки, искусства, с неприятием
выродившейся в "мещанство" цивилизации (культура и цивилизация никогда не отождествлялась ими),
определило смысл их собственного поиска путей развития России, того, чем она может и должна быть в своем
реальном существовании. Взять у Запада все ценное, но не повторять его, а пойти дальшев сторону более
гуманных, нравственно оправданных форм жизнитак можно определить суть этого поиска. Можно много
говорить об идеализме и утопизме подобного поиска, но именно в нем источник культурного своеобразия
России, ее духовного величия.
В сложном и противоречивом облике России нельзя не заметить определенного несоответствия между ее
душой и телом, ее устремленностью к вселенской, общечеловеческой правде и ее еще недостаточной
цивилизованностьюэкономической, политической и просто бытовой. С одной стороны, ее характеризует
несомненная отсталость от развитых стран Запада, которую она стремилась преодолеть мощными
модернизационными усилиями, с другой, она не просто пыталась сравняться с ними, но стать лучше их, избежать
их недостатков и изъянов, подняться на более высокую, как ей казалось, ступень развития. Если уж судьба
распорядилась позже других войти в "современную цивилизацию", то зачем повторять все плохое в ней, что уже
вышло на поверхность? Отсюда дерзкая попытка как бы опередить время, раньше других прорваться в будущее,
всегда и во всем "быть впереди планеты всей". В эпоху национальных государств она мечтает о всечеловеческом
единстве, "духу капитализма" противопоставляет свой идеал жертвенного служения "общему делу". И еще
вопрос, что стало причиной нынешнего кризисаотставание от Запада или отказ от желания быть впереди его в
плане развития, лишенного противоречий современной цивилизации?
В нынешнем кризисе наибольшее беспокойство вызывают даже не экономические трудности, а разрыв с той
культурной традицией, которая побуждала русскую мысль искать формулу более достойной жизни, чем та,
которая достигнута на Западе. Если потеряна вера в такую жизнь, если мысль не работает на опережение
существующего, никакая реформа не поможет преодолеть отсталость. Так и будем догонять всю оставшуюся
историю. Россия как бы обречена и догонять Запад, преодолевая собственную отсталость, и опережать его там,
где он сам оказался в кризисной, критической ситуации.
Следовательно, приемлемую для России национальную идею нельзя выразить ни в понятиях чисто западнической идеологии
(например, либеральной), ни в терминах славянской, либо какой-то другой отличной от Запада.
Изначально пойдя по иному пути, положив в основу своей государственности вслед за Византией не
национальный и правовой, а конфессиональный и династический принципы (православие и самодержавие),
русские осознавали себя не столько светской, сколько православной нацией, единой в вере и служении Богу.
Православное и национальное сливалось в одно понятие. Претендуя, прежде всего, на роль защитницы и
хранительницы православной веры (Святая Русь), государство оспаривало здесь у Церкви право на духовное
водительство населяющим его народом. Оно видело в последнем не столько граждан, наделенных личными