ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
правами, сколько коллективного носителя определенного символа веры ("народ-богоносец"), главной
обязанностью которого является служение не только "граду "Божьему", но и "граду земному", т.е. государству.
Само служение государству наполнялось религиозным смыслом и содержанием, свидетельствовало о
приверженности православной вере. Отдавая жизни "за веру, царя и отечество", русские люди не очень-то
разделяли эти понятия в своем сознании. Отсюда свойственная им высота мотивации в мирских делах,
способность к самопожертвованию во имя общего дела, с одной стороны, и недостаток индивидуального
самосознания с учетом собственного интере-
са – с другой.
Обожествление верховной власти может действительно считаться "византийским наследием" России,
затрудняя ее путь к демократии и правовому государству, где власть не от Бога, а от людей. Но и идя вслед за
Западом по пути демократизации, ставя государство на службу сугубо мирским целям и задачам, нельзя вместе с
тем отбрасывать свойственный России поиск принципиально иной по сравнению с Западом организации
общественной жизни.
Превращая государство в орган национальных и частных интересов, не обязательно саму общественную
жизнь сводить только к этим интересам, отрицать в ней более высокий универсальный смысл.
Идея общества как универсальной общности людей, объединяющих их вокруг не только материальных – экономических и
политических, но и духовных целей человеческого существования, собственно, и составляет содержание "русской
идеи". Россия не просто попыталась сформировать идею такой общности, но и провести ее в жизнь, порой с огромными
издержками и потерями для себя. Но пока эта идея жила в сознании россиян, жила и Россия.
В противостоянии между культурой и цивилизацией Россия как бы встала на сторону культуры, тогда как Европа предпочла
путь цивилизации, порой не без ущерба для культуры. Ни один из этих путей не является самодостаточным, не
исчерпывает собой всех возможностей исторического движения. Цивилизация будущего в равной мере нуждается в
практическом разуме Запада и духовном опыте России.
собая роль принадлежит культуре, ее взаимоотношению с другими областями общественной жизнедеятельности.
Если экономика и политика разделяют людей, создают между ними определенную иерархию, где наверху
оказываются наиболее сильные и приспособленные, то культура их связывает отношениями, где каждый равен другому.
Историческое призвание России и состоит в отстаивании приоритета культуры перед остальными сферами общественной
жизни, включая экономику и государство. Культура здесь – не то, что разделяет людей в пространстве и во времени, ставит
между ними, подобно цивилизациям, непроходимые границы, а то, что объединяет их в общеисторическом и
общепланетарном масштабе. Она – синоним общения и диалога (недаром идея "диалога культур" получила в России такое
развитие), универсальной межчеловеческой коммуникации, противостоящей любой форме обособления и изоляции. Русская
культура неизменно следовала этому принципу, видя в других культурах не противника, а собеседника, еще один повод для
новых встреч и открытий. По своей культуре Россия – значительно более открытая страна, чем принято думать. Достоевский
справедливо называет это ее качество как "всемирную отзывчивость", как способность быть со всеми и перевоплощаться во
всех.
В лице Запада и России мы имеем дело с двумя типами развития одной и той же цивилизации, претендующей на
универсальность. Первый из них апеллирует к области частных и национальных интересов, где победу одерживает
сильнейший. Именно эта область для данного типа является приоритетной. Положенный в основу этого типа принцип
частного интереса обнаруживает, однако, свой предел при соприкосновении с природой и культурой. Последние
заключают в себе как бы вызов этому принципу в его претензии на всеобщность и универсальность. Второй тип
апеллирует к культуре, к ее, прежде всего, моральным основаниям, делая приоритетным для себя область
индивидуальных интересов, в которой каждый равен не части, а целому. Здесь нет разделения на свое и чужое – все
принадлежит каждому. Наука, искусство, спорт, творчество во всех его видах, природоохранная деятельность – все, что
принадлежит каждому и потому всем, – играет в этом типе решающую роль. В той мере, в какой эти ориентиры
выходят на первое место, отпадают и последние препятствия на пути к общечеловеческой интеграции.
Трудно представить иную логику цивилизационного развития. Все остальное ведет в тупик, грозит
столкновениями и кризисами. Россия либо примет этот вызов истории, либо уйдет в историческое небытие.
Отставая от Запада экономически, она именно поэтому раньше его подошла к необходимости перехода в
качественно новое состояние (хотя и вытекающее из предыдущего), где на смену одним приоритетам приходят
другие – экологические и культурные. Потребность в таком переходе является следствием не русской
особенности, а всей логики цивилизационного развития, которая в России – в силу специфики ее истории –
нашла большие возможности для своей реализации. Задача, стоящая перед Россией, может быть сформулирована
тем самым не как отрицание западной цивилизации и создание чего-то совершенно не похожего на нее, а как
продолжение начатого Западом дела построения общечеловеческой цивилизации, но только в направлении ее
примирения с культурными и природными основаниями человеческого бытия.
список используемой литературы
О