Очерки истории русской культуры. Головашин В.А. - 55 стр.

UptoLike

Составители: 

"кружком ревнителей благочестия" и стал известен царю Алексею Михайловичу. В 1652 году был протопопом в
городе Юрьевце Повольском, затем священником Казанского собора в Москве. Аввакум резко выступил против
церковной реформы патриарха Никона, за что в 1653 году с семьей был сослан в Тобольск, а затем в Даурию. В
1663 году царь, стремясь примирить Аввакума с официальной церковью, вызвал его в Москву. Но Аввакум не
отказался от своих взглядов, продолжал настойчивую борьбу с церковными нововведениями. В челобитной царю
он обвинил Никона в ереси. Вдохновенные выступления против Никона привлекли к Аввакуму многочисленных
сторонников, в том числе из среды знати (боярыня Ф.П. Морозова и др.).
В 1664 году Аввакум был сослан в Мезень. В 1666 году его вызвали в Москву и на церковном соборе
расстригли, предали анафеме и в 1667 году сослали в Пустозерский острог. Во время 15–летнего пребывания
в сыром земляном срубе Аввакум не прекращал идейной борьбы. Здесь он написал главное произведение
"Книгу бесед", "Книгу толкований", "Житие" (между 1672 году и 1675 году) и др. По царскому указу вместе
с ближайшими сподвижниками Аввакум был сожжен в срубе .
Общественная жизнь многообразно отразилась в литературе XVII в. Не прошла она мимо и такого
крупного события остро захватывающего мысли и чувства современников, каким был раскол в русской
церкви. Появились литературные произведения, запечатлевшие в художественной формы
События личные судьбы людей, связанных с расколом. Выдающимся памятником русской литературы
XVII веке стала автобиографическая повесть одного из самых ревностных и неистовых защитников
церковной старины-протопопа Аввакума. Его рассказ о своей полной гонений жизни написан замечательно
простым, бесхитростным языком. Живые картины борьбы раскольников и "никониан", очень реалистичное
изображение перипетий, собственной судьбы, наблюдательные описания сибирской природы, мелкие и
язвительные характеристики враждебных Аввакуму лиц и явлений, страстная защита своих взглядов и
непреклонное мужество в борьбе за них- все это сделало повесть умного и упрямого московского протопопа
ярким произведением, получившим широкую популярность. Эта популярность усиливалась тем более, что
сочинениях Аввакума содержались резкие разоблачения церковной верхушки, представителей которой он
обличал как "слуг антихристовых", "волков в овечьей шкуре".Обличения Аввакума в известной мере
перекликались с антифеодальными настроениями народных масс. Аввакум не останавливается перед
прямыми нападками на самого царя Алексея Михайловича. Он писал например, о том, что видел во сне
"антихриста" за которым шли царь и другие властители. Имея в виду Алексея Михайловича, Аввакум писал:
"Бедный, бедный безумный царишко! Что ты над собой сделал?…
Ну сквозь землю пропадай, бсын! Полно христиан тех мучить!" Патриарха Никона Аввакум называл
"кабель борзой". И хотя собственные взгляды Аввакума на жизнь и ее идеалы были глубоко
консервативными, его повесть заняла весьма значительное место в истории русской литературы XVIIв.
потому что она с большой реалистической силой отразила многие стороны русской жизни того времени,
особенно замечателен простой, точный, яркий язык Аввакума. Даже персонажи "священной истории"
разговаривают у Аввакума простым народным языком. Например в его изложении Адам так говорит богу о
Еве: "На что-де мне дуру такую сделал? ". А.М. Горький называл произведения Аввакумаобразцом
пламенной и страстной речи бойца.
В конце 14-15 вв. – появилась так называемая "автобиографическая литература", жития "святых".
В этих произведениях наиболее выпукло проявились черты религиозной риторики, характерные того
времени.
Сергий Радонежский
История русской культуры начинается задолго до 14 в., до эпохи Сергия Радонежского. Это бесспорно, но
несомненно другое: без его трудов наша культура не стала бы тем, Чем она стала в последнее время.
Эпоха Сергия Радонежского во многом близка нам. Апокалиптические настроения охватили и наше
общество, как это было 600 лет назад, и оно ждет то ли конца света, то ли начала эры света и святости.
Сергий, преподобный и Богоносный игумен и чудотворец Радонежский, основатель Троицкой Сергиевой
лавры, родился в 1315 г. В Ростове, при рождении назван Варфоломеем. Отец его, один из бояр Ростовских, в
1328 г. Переселился в город Радонеж.
Родители Варфоломея перед кончиною приняли монашеский чин, они погребены в Хотьковском монастыре.
Варфоломей, предоставив меньшему брату Петру отцовское наследие, отправился со старшим братом своим
Стефаном искать убежища от мирских забот. Они поселились в лесу, в девяти верстах от Радонежа, на том месте,
где ныне лавра, и с благословения митрополита Феогноста основали церковь. Стефан вскоре переселился в
Москву и вступил в монастырь свю Богоявления. Тогда Варфоломей призвал игумена Митофана, который
постриг его в монахи под именем Сергия. Сергий остался в дремучем лесу один. Неоднократно во время ночной
молитвы представлялись ему ужасные видения, грозившие ему смертью, а месту разрушением. Не раз к хижине
Сергия приходил большой медведь, которого кормил сам святой отшельник. Но недолго жил юный пустынник в
своем одиночестве. Слава о святости отшельника Сергия распространилась и привлекла к нему многих иноков из
других монастырей. По общему гласу братии он был избран игуменом обители и посвящен в 1354 г. В сей сан в