Очерки истории русской культуры. Головашин В.А. - 49 стр.

UptoLike

Составители: 

идеальном правителе. Обращаясь к своему князю в "Молении", Даниил говорит о том, что настоящий человек
должен сочетать в себе силу Самсона, храбрость Александра Македонского, разум Иосифа, мудрость Соломона,
хитрость Давида. Обращение к библейским сюжетам и древней истории помогает ему донести свои идеи до
адресата. Человек, по мысли автора, должен укреплять сердце красотой и мудростью, помогать ближнему в
печали, оказывать милость нуждающимся, противостоять злу. Гуманистическая линия древней русской
литературы и здесь прочно утверждает себя.
Автор середины XII в. киевский митрополит Климентий Смолятич в своем "Послании" священнику Фоме,
ссылаясь на греческих философов Аристотеля, Платона, на творчество Гомера, также воссоздает образ
высоконравственного человека, чуждого властолюбию, сребролюбию и тщеславию.
В "Притче о человеческой душе" (конец XII в.) епископ города Турова Кирилл, опираясь на христианское
миропонимание, дает свое толкование смысла человеческого бытия, рассуждает о необходимости постоянной
связи души и тела. В то же время он ставит в "Притче" вполне злободневные для русской действительности
вопросы, размышляет о взаимоотношении церковной и светской власти, защищает национально-патриотическую
идею единства русской земли, которая была особенно важна в то время, когда владимиро-суздальские князья
начали осуществлять централизаторскую политику.
Одновременно с этими сочинениями, где религиозные и светские мотивы постоянно переплетались,
переписчики в монастырях, церквах, в княжеских и боярских домах усердно переписывали церковные служебные
книги, молитвы, сборники церковных преданий, жизнеописание святых, древнюю богословскую литературу. Все
это богатство религиозной, богословской мысли также составляло неотъемлемую часть общей русской культуры.
Но, конечно, наиболее ярко синтез русской культуры, переплетение в ней языческих и христианских черт,
религиозных и светских, общечеловеческих и национальных мотивов прозвучали в "Слове о полку Игореве". Это
поэма эпохи. Это ее поэтическое образное выражение. Это не только взволнованный призыв к единству Русской
земли, не только горделивый рассказ о мужестве русичей и не только плач по погибшим, но и размышления о
месте Руси в мировой истории, о связи Руси с окружающими народами. Века "Траяновы" и Херсонес,
венецианцы, немцы, грекивсе они связаны с судьбой Русской земли, где славен лишь тот, кто выражает ее
подлинные интересы.
Греко-Славяно-латинская Академия
ервое высшее общеобразовательное заведение в Москве создано в 1687 г. под названием Эллино-
греческая академия на основе школы при Богоявленском монастыре как всесословное учебное
заведение. Инициатива организации академии принадлежит Симеону Полоцкому, составившему в 1680 г.
"Академический привилей" (учредительную грамоту), в котором определены задачи, содержание, формы
обучения и права академии. Академия готовила образованных людей для государственной службы и церкви,
осуществляла цензуру книг духовного содержания и суд над отступниками от православия.
В XVII в. в академии, соединявшей черты высшей и средней школы, преподавались греческий, латинский и
славянский языки, " семь свободных искусств", богословие, основное внимание уделялось греческому языку. С
начала XVII в., после преобразований, проведенных Стефаном Яворским, курс обучения расширился (немецкий
и французский языки, медицина, физика, философия и др.), ведущее место занял латинский язык. В 1701 г.
академия была переименована в славяно-латинскую, в 1775 г. – славяно-греко-латинская академия. С
учреждением Академического университета в Петербурге (1725 г.) и Московского университета (1755 г.)
академия стала терять свое значение и превратилась в высшую богословную школу, в 1814 г. преобразована в
московскую духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру (ныне в г. Загорске).
Академия содействовала распространению общего образования в России. В ней учились дети не только
знати, приказного дьячества, служителей церкви, купечества, но и кабальных людей; русские, украинцы,
белорусы, греки, македонцы, грузины и др. (первоначально около 100 чел., в нач. XVIII в. – 600 чел., в нач. XIX в.
свыше 1600 чел).
Из академии наряду с крупнейшими руководителями православной церкви вышли многие видные деятели
русской культуры XVII – XVIII вв.: Ф.П Поликарпов-Орлов, К. Истомин,
П.В. Патников, первые профессора московского университета Н.Н Поповский и А.А. Баров, в 1731 – 1735 гг. в
академии учился М.В. Ломоносов. "Семь свободных искусств" (лат. "septem artes liberates"), учебные предметы
("Науки") средневековой средней школы и "артистических" (подготовительных) факультетов университетов
включали два цикла: тривиум (лат. Trivium- трехпутие) – грамматику, риторику, диалектику и квадривиум (лат.
quadrivium – четырехпутие) – арифметику, геометрию, астрономию и музыку.
Циклы представляли собой остатки системы знаний, разработанной в античный период. В средние века разнообразное и
богатое для своего времени содержание античной системы постепенно свелось к ограниченному числу элементарных
П