Очерки истории русской культуры. Головашин В.А. - 46 стр.

UptoLike

Составители: 

Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности, грамотности. На Русь
стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии, Болгарии, Сербии. Появились, особенно в
период правления Ярослава Мудрого и его сыновей, многочисленные переводы греческих и болгарских книг как
церковного, так и светского содержания. Переводятся, в частности, византийские исторические сочинения,
жизнеописания святых. Эти переводы становились достоянием грамотных людей: их с удовольствием читали в
княжеско-боярской, купеческой среде, в монастырях, церквях, где зародилось русское летописание. В XI в.
получили распространение такие популярные переводные сочинения, как "Александрия", содержащая легенды и
предания о жизни и подвигах Александра Македонского, "Девгениево деяние", которое представляло собой перевод
византийской эпической поэмы о подвигах воина Дигенеса.
Кадры первых русских грамотеев, переписчиков, пере-
водчиков формировались в школах, которые были открыты при церквах со времени Владимира I и Ярослава
Мудрого, а позднее при монастырях. Есть немало свидетельств о широком развитии грамотности на Руси в ХI –
ХII вв. Она была распространена, в основном, в городской среде, особенно в кругу богатых горожан, княжеско-
боярской верхушки, купечества, ремесленников.
В сельской местности, в дальних, глухих местах население было почти сплошь неграмотным.
С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира
Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала в нем школу для обучения девушек.
Ярким свидетельством широкого распространения грамотности в городах и пригородах являются так
называемые берестяные грамоты. В 1951 г. во время археологических раскопок в Новгороде извлекли из земли
бересту с хорошо сохранившимися на ней буквами. С тех пор в научный оборот введены сотни берестяных
грамот, говорящих о том, что в Новгороде, Пскове, Смоленске, других городах Руси люди любили и умели
писать друг другу. Среди писем деловые документы, обмен информа-цией, приглашение в гости и даже
любовная переписка. Некто Микита написал своей возлюбленной Ульяне на бересте: "От Микиты ко Улианици.
Поиде за меня..."
Осталось и еще одно любопытное свидетельство о развитии грамотности на Руси: так называемые надписи (граффити). Их
выцарапывали на стенах церквей любители излить свою душу. Среди этих надписей размышления о жизни, жалобы,
молитвы. Знаменитый Владимир Мономах, будучи еще молодым человеком, во время церковной службы, затерявшись
в толпе таких же молодых князей, нацарапал на стене Софийского собора в Киеве: "Ох, тяжко мне" – и подписался
своим христианским именем "Василий".
Летописиэто средоточие истории Древней Руси, ее идеология, понимание ее места в мировой истории;
они являются одним из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. За
составление летописей, т.е. погодных изложений событий, брались лишь люди самые грамотные, знающие,
мудрые, способные не просто изложить разные дела год за годом, но и дать им соответствующее объяснение,
оставить потомству ясное видение эпохи.
Летопись была делом государственным, делом княжеским. Поэтому поручение составить летопись давалось
не просто самому грамотному и толковому человеку, но и тому, кто сумел бы провести идеи, близкие той или
иной княжеской ветви, тому или иному княжескому дому. Тем самым объективность и честность летописца
вступали в противоречие с тем, что мы называем "социальным заказом". Если летописец не удовлетворял вкусам
своего заказчика, с ним расставались и передавали составление летописи другому, более надежному, более
послушному автору. Увы, работа на потребу власти зарождалась уже на заре письменности и не только на Руси,
но и в других странах.
Летописание, по наблюдениям ученых, появилось на Руси вскоре после введения христианства. Первая
летопись, вероятно, была составлена в конце Х в. Она была призвана отразить историю Руси со времени
появления там новой династии Рюриковичей и до правления Владимира с его впечатляющими победами, с
введением на Руси христианства. Уже с этого времени право и обязанность вести летописи были даны деятелям
церкви. Именно в церквях и монастырях обретались самые грамотные, хорошо подготовленные и обученные
людисвященники, монахи. Они располагали богатым книжным наследием, переводной литературой, русскими
записями старинных сказаний, легенд, былин, преданий; в их распоряжении были и великокняжеские архивы.
Прежде чем появились летописимасштабные исторические сочинения, охватывающие несколько веков
русской истории, – существовали отдельные записи, устные рассказы, которые поначалу и послужили основой
для первых обобщающих сочинений. Это были истории о Киеве и основании Киева, о походах русских войск
против Византии, о путешествии княгини Ольги в Константинополь, о войнах Святослава, сказание об убийстве
Бориса и Глеба, а также былины, жития святых, проповеди, предания, песни, разного рода легенды.
Вторая летопись была создана при Ярославе Мудром в пору, когда он объединил Русь, заложил храм святой Софии. Эта
летопись вобрала в себя предшествующую летопись, другие материалы.
Составитель очередного летописного свода выступал не только как автор соответствующих законов написанных частей
летописи, но и как составитель и редактор. Вот это-то его умение направить идею свода в нужную сторону высоко
ценилось киевскими князьями.