ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
предначертанное место). Храм организовывал не только пространство, но и время средневекового
русича: звон его колоколов (настоящее, уникальное искусство русского колокольного звона начало
формироваться с XIII в.) отмерял время для всех жителей Древней Руси. Символическим воплощени-
ем христианской истории, христианского миропонимания становится в русской архитектуре кресто-
во-купольная композиция, выступающая воплощением единства небесного и земного, вечного и пре-
ходящего, святого и духовного, Божественного и человеческого. Но начало русскому зодчеству дало
великолепие византийской купольной архитектуры, образцами которой стали София Киевская и Со-
фия Новгородская. В этот период строили в основном греки, воплощая в архитектурных формах
свою тягу к пышности, украшательству, традициям богатых мозаичных композиций, столь нехарак-
терных для Руси впоследствии. После строительства Спасо-Преображенского собора в Чернигове
(1036), аккумулировавшего все типичные черты византийской архитектуры (трехнефность, пятику-
польность, хоры), уже при создании композиций первой каменной русской церкви в Киеве – Богоро-
дицы Десятинной (конец X в.), которая была полностью разрушена в 1240 г. ордынскими войсками,
были воплощены чисто русские, неканонические для Византии черты: многокупольность (25 купо-
лов), акцентирование алтарной части, пирамидальность композиции. В IX в. был сооружен в Печер-
ском монастыре первый однокупольный Успенский собор, являвший собой воплощение характерно-
национального композиционного решения. К XII–XIII вв. условное единство киевского архитектур-
ного канона распадается на региональные формы зодчества. В это время создаются уникальные ар-
хитектурные сооружения, отнесенные к мировым сокровищам культуры: церкви Покрова Богороди-
цы на Нерли (1165), Спасо-Преображения Покровского монастыря (1165), Дмитриевский собор во
Владимире (1194 – 1197). Колоссальные монументальные формы Киевской Руси, грандиозность
композиций и интерьеров (так, в Киевской Софии фигура Богоматери Оранты имеет высоту 5,45
метров, а изображение Пантократора в куполе равно четырем метрам, Ярославская Оранта имеет вы-
соту три метра) сменяются гармонией строгой соразмерности архитектурных форм, их камерностью,
когда через "малое видится великое" (М. Грек). Строгость архитектурного стиля Руси была связана и
с перенесением на каменное зодчество характерных черт деревянного строительства, ведь до 1292 г.
из-за ордынского ига на Руси не было построено ни одной каменной церкви. В связи с территориаль-
ным положением и спецификой истории наибольшая сохранность соборных построек наблюдается
на Новгородской земле, где строительство осуществлялось из кирпича, а само это строительство бы-
ло очень разнообразным: возводились монастыри (композиции Антониевского и Юрьевского мона-
стырей) и храмовые постройки, церкви (знаменитая церковь Николы в Ярославском дворище, цер-
ковь Спаса на Нередице (1198), уличные церкви (например, церковь Петра и Павла на Синичьей ули-
це), домашние церковки. Во Владимиро-Суздальской земле строительство осуществлялось из из-
вестняка, который давал возможность декорирования архитектурных сооружений каменной резьбой,
из 566 изображений которой только 46 непосредственно связаны с христианской тематикой. Георги-
евский собор в Юрьеве-Польском (1234) также украшен резьбой от подножия до кровли, в ней встре-
чается очень интересный образ – кентавра в русском кафтане. Архитектура Владимиро-Суздальской
земли носила на себе отпечаток влияния романского стиля. Постепенно уже на иных национальных
основаниях в XII–XIII вв. складывается общерусский национальный стиль в архитектуре, отражаю-
щий самобытность русской культуры. Его воплощением стали башнеобразные формы, основанные
на ступенчатых арках, введение второго и третьего яруса закомор, сложных кокошников, что созда-
вало динамичную, устремленную вверх композицию. Идеальным воплощением нового русского на-
ционального стиля стали Спасская церковь Спасо-Андронникова монастыря (XV в.), храм Василия
Блаженного (XVI в.), церковь Вознесения в Коломенском (XVI в.). Процессы, происходившие в зод-
честве, не могли не затронуть живописных традиций. Первые иконы появились в Византии в V–VII
вв., а к IX в. иконографический канон сложился окончательно и в этом виде пришел на Русь. Первые
росписи осуществляли византийские и греческие мастера: например, великолепную роспись церкви
Спаса на Нередице в Новгороде, уничтоженную во время Великой Отечественной Войны, осуществ-
лял византиец Олисей Гречин. Иконографическая традиция на Руси начиналась с фресок Софии Ки-
евской, на которых были изображены не только христианские святые и сюжеты священной истории,
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- …
- следующая ›
- последняя »