Очерки истории русской культуры (Культурология). Ч.2. Головашин В.А. - 23 стр.

UptoLike

Составители: 

но и групповой портрет семьи Ярослава Мудрого, скоморохи и музыканты, что, безусловно, являлось
нарушением строго византийского канона. От раннего периода осталось очень мало икон: от знаме-
нитых мозаик Михайловского монастыря в Киеве, например, сохранилось лишь изображение Дмит-
рия Солунского, из икон Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгородетолько Устюжское
Благовещенье. Постепенно общие каноны построения изображения, свойственные византийской
иконографии, сменяются особенностями национальных иконописных школ: Новгородской, Москов-
ской, Владимиро-Суздальской. Первый русской иконописец Алимпий Печерский творил в XI в., на-
циональные же иконографические школы складываются только во второй половине XIII в. И в ико-
нографической традиции Древней Руси отразились общие для данного периода (когда христианская
вера стала и "системой права, и политической доктриной, и моральным учением, и философией"),
черты русской художественной культуры: универсализм, синкретизм, каноничность, анонимность,
нормативность, традиционализм, символичность, мистический реализм, условность, абстрактный
психологизм (термин Д.С. Лихачева). Выработка общехудожественного стиля была связана с посте-
пенным становлением общего стиля культурной жизни Руси, воплощением чего стала, прежде всего,
унификация и централизация политической жизни. Период ученичества закончился, начиналось вре-
мя самоутверждения и саморефлексии культуры, воплощением которой стала выдвинутая иноком
Филофеем идеологема "Москватретий Рим" (1524), легшая в основу становящегося Московского
царства и утверждавшая Москву центром всего христианского мира. Христианство, обретая на Руси
национальную форму православия и выстояв в борьбе с ордынским нашествием, дало к XIV–XVI вв.
толчок для новой национальной консолидации, отразившийся в рассвете новых жанров литературы, в
быстром прогрессировании архитектуры, иконописи, философско-богословский мысли. Постордын-
ский период в развитии русской культуры характеризуется ярко выраженным подъемом, в основе ко-
торого лежит рост национального самосознания и выработка новых государственных форм, поддер-
жанных новыми идеологемами и нашедших обоснование в религиозно-философских трактатах дан-
ного времени, а также освоение традиций народной культуры (шатровые храмы, новые сюжеты в
иконографии, темы и жанры литературы), когда народная жизнь стала предметом изображения и ху-
дожественного осмысления. Но данный период характеризуется отнюдь не однозначными тенден-
циями в развитии культуры: наряду с освоением ценностей народной жизни, развитием националь-
ного стиля в это время на Русь проникает мощное европейское влияние. Оно было связано не только
с противоречиями исторических процессов этого времени. XVI в. для Русипереломный период в ее
судьбе, когда решается вопрос о дальнейшем ее существовании: плавный эволюционный процесс
культурного развития был прерван Ливонской войной, смутой, иностранной интервенцией, установ-
лением опричнины и крепостного права. Время культурного подъема в XV в. – середине XVI в. по-
степенно сменяется эпохой, подспудно готовящей Петровские преобразования. XV– XVI вв. – это
эпоха прояснения социально-политических, духовных, культурных проблем, эпоха полемики и диа-
логов, эпоха начала книгопечатания (1553) и формирования светского направления в культуре, это
развитие самостоятельной критической мысли, направленной на рефлексию самих основ русской ци-
вилизации. Это период синтеза локальных культур и государственно-политических институтов, со-
бирания и осмысления ценностей и идеалов предшествующего этапа культурного развития, время
становления национального характера, высокого развития исторического самосознания, которое
предполагало и историческую память и историческую ответственность за судьбы России. Традицио-
нализм и историзм, свойственные данному периоду русской культуры, не были нацелены только на
развитие охранительных тенденций в социокультурной жизни России. Напротив, они предполагали
развитие "самомышления", на основе полемического прояснения всех культурозначимых вопросов:
"…от судеб феодальной земельной собственности до принципов иконописанияОбсуждаются про-
екты социальных реформ, государственного устройства, происхождение и характер великокняжеской
и царской власти, ее обязанности по отношению к подданным, ее взаимоотношения с церковью, со-
циальная роль церкви и монашества, место России в мировой истории и русской церкви и истории
христианства". Полемический диалог в эту эпоху представляли, прежде всего, нестяжатели (Нил
Сорский, Вассиан Патрикеев, Максим Грек) и иосифляне (Иосиф Волоцкий, митрополиты Даниил и