Очерки истории русской культуры (Культурология). Ч.2. Головашин В.А. - 25 стр.

UptoLike

Составители: 

христианизация Русиявление прогрессивное. В установлении же меры прогрессивности существуют
определенные расхождения, обычно связанные с неодинаковым определением исторической роли Ви-
зантии. А едва ли не самое существенное заключалось как раз в своеобразии русского христианства, как
отношении форм организации, так и культурной особенности.
В свое время Никольский заметил, что раннее русское христианство "было проникнуто светлым и воз-
вышенным оптимизмом мировой религии". Прогрессивность перехода к христианству состояла, прежде
всего, в том, что Русь усваивала наиболее демократические его формы, сами по себе предполагавшие
широкую веротерпимость, следовательно, способность сохранять культурное наследие языческого
прошлого и обогащать его за счет связей, как с Западом, так и с Востоком. Идущая из Византии более
мрачная струя утверждается, главным образом, в
XV в., когда сама Византия как государство прекращает существование, а Русь становится как бы, за-
конной ее наследницей. Но и в это время сохраняется собственно "русская" традиция, выражающаяся в
относительно широком допуске различных толкований канонических положений, терпимости к быто-
вым пережиткам язычества и отрицательным отношениям к церковной иерархии, окончательно отгородив-
шейся от своей христианской паствы.
Контрольные вопросы
1 Сходные черты язычества и христианства на Руси.
2 Первые понятия христиан о православной религии.
3 "Славянское" православие.
4 Что вы знаете о крещении Киевской Руси?
5 Этапы крещения Руси.
Тест 1
1 Факторы, сформировавшие культуру протославян.
2 Русь языческая и попытки христианизации Руси.
3 Русь и Византияистория взаимоотношений.
4 Роль Владимира в крещении Руси.
5 Что дала христианизация Руси (положительные и отрицательные начала).
Литература [12, 13, 22, 25, 51, 66, 86].
X Иконопись Древней Руси W
Большую роль в истории Древней Руси сыграли города, но одной из особенностей древнерус-
ской городской культуры была ее глубокая связь с крестьянским творчеством. Крестьянское искус-
ство, развиваясь параллельно с "большим" городским искусством, не было отделено от него глухой
стеною. В Новгороде, наиболее зрелом средневековом городе Древней Руси, это влияние порой
прослеживалось с гораздо большей отчетливостью, чем в искусстве столиц больших княжеств.
Существенные особенности древнерусского искусства определялись жизненностью патриотических
идей. Уже в XI–
XII вв. люди Древней Руси, (жили ли они в Киеве, Новгороде или Владимире), ощущали свою связь с
русской землей. Это чувство намного обострилось в период татаро-монгольского ига, ускорило рост на-
ционального самосознания и, естественно, отразилось во всех сферах духовной жизни, в том числе и в
художественном творчестве. В результате древнерусское искусство получило яркий отпечаток художе-
ственных вкусов народов, обрело свое национальное своеобразие.
Уже в XI–XII вв. в древнерусском искусстве появляются композиции и образы, которых византий-
ское искусство не знало. Например, культ Бориса и Глеба вызвал к жизни новые иконографические
сюжеты. Возникла композиция "Покров Богоматери" и ряд других. Древнерусский художник вы-
полнял предписание церкви, но вносил в свое произведение и новшества, которые показались бы
еретическими в Константинополе. Церковь была вынуждена санкционировать эти новшества, ибо