Очерки истории русской культуры (Культурология). Ч.2. Головашин В.А. - 26 стр.

UptoLike

Составители: 

только таким путем она могла противостоять широкому потоку местных, чаще еще языческих веро-
ваний, и вводить их в русло официальной господствующей религии. Эти особенности древнерус-
ской художественной культуры очень ярко проявляются в архитектуре. Хотя древнерусская архи-
тектура достигла серьезных успехов в гражданском и крестьянском строительстве, ее своеобразие
особенно выступает в культовых сооруженияххрамах (что, как известно, свойственно всему
средневековому зодчеству). Древнерусские зодчие прекрасно чувствовали связь архитектуры с ок-
ружающим ландшафтом. Будь то скромный монастырский храм в лесной глуши или величествен-
ный городской собор, окруженный мощными крепостными стенами, они гармонично вписываются
в пейзаж, прекрасно соответствуя характеру русского ландшафта. Постоянное общение древнерус-
ского человека с природой придало и зодчеству внутреннее единство и цельность, соразмерность,
простоту форм, спокойный и мужественный ритм. Необходимо также отметить взаимосвязь дере-
вянного и каменного зодчества, принимающую самые различные формы на разных этапах истори-
ческого развития древнерусской архитектуры.
В изобразительном искусстве Древней Руси самобытность проявилась с не меньшей силой. Да-
же в Византии иконопись никогда не играла такой важной роли, как на Руси, где она стала одной из
основных общераспространенных форм изобразительного искусства, соперницей монументальной
живописи.
В пределах твердо установившихся правил (плоскостного изображения, условность передачи
фигуры, лица, архитектурного и природного фона) художники достигали огромной выразительно-
сти. Простыми средствами они создали образы глубокого внутреннего содержания, большой эмо-
циональности и силы. Это дает право считать икону одним из важнейших вкладов древнерусского
искусства в мировую художественную культуру.
Пластика занимала в древнерусском искусстве подчиненное положение. Как и в Византии, пра-
вославная церковь видела в круглой скульптуре наследие "идольских", языческих времен и относи-
лась к ней неодобрительно. Хотя этот взгляд с течением времени изменился, круглая скульптура так
и не получила большого развития в Древней Руси. Зато процветало прикладное искусство: резьба
по дереву, камню, литье, чеканка, эмальерное дело, вышивка, керамика и др.
Путь развития древнерусского искусства делится на ряд четко обозначенных периодов, в основ-
ном совпадающих с эпохами социально-экономической и политической историей общества.
Это эпоха Киевской Руси (IX – начало XII вв.), пора феодальной раздробленности (XII–XIII
вв.), период борьбы против татаро-монгольского ига и объединение русских княжеств
(XIV – начало XV вв.), время сложения и укрепления русского и централизованного государства
(XV–XVI вв.) и конец XVII-го столетия, когда обнаружился кризис средневекового искусства и за-
рождалось искусство нового типа.
В середине XIV в. новгородская школа живописи достигла уже подлинной зрелости. Тому сви-
детельством погибшие фрески Михайловской церкви Сковородовского монастыря близ Новгорода
(как и церкви Спаса на Нередице, разрушенной фашистами).
Увы, изучение этих замечательных фресок далеко не было закончено, так как до 1937 г. их
скрывали известковая побелка и толстый слой позднейших записей.
Сознавая непревзойденный уровень своей иконописи, новгородцы равняли по ней и свою мо-
нументальную живопись. Расписывая стены храма, новгородский художник как бы увешивал их
иконами. Недаром, сообщая о росписи новопостроенной церкви, летописцы обычно добавляют:
"украси ю иконами", хотя речь идет о фресках. В Новгороде особенно рано возникло отношение к
иконе как к драгоценности, как к священному образу, на который любо смотреть с благоговением.
"Певучесть" очертаний и интенсивность звонкой колористической гаммы создавали в иконе весе-
лящую душу симфонию линий и красок. И хотя XIV в. может считаться золотым для новгородской
монументальной живописи, характерные свойства иконописи по-прежнему явственны в ней и в эту
пору.
Чем шире развивалась иконопись, без которой не могла обойтись ни одна деревянная церковь,
тем определеннее выявлялась ее ведущая роль во всем древнерусском изобразительном искусстве.
ФЕОФАН ГРЕК