Очерки истории русской культуры (Культурология). Ч.2. Головашин В.А. - 24 стр.

UptoLike

Составители: 

Макарий). Дискутируются сущностные вопросы об уме и душе, истине и правде, добре и красоте, ве-
ре и справедливости, жизни и смерти, свободной воде и понуждении. Зарождаются споры о языке
книжном и народном (Зиновий Отенской, А. Курбский), складываются первоначальные нормы рус-
ского языка. Споры о языке были сопряжены с практикой исправления книг, текстологической кри-
тике ортодоксальной веры, легшей в основание русского раскола. В этот период не было ни одной
темы, ни одной сферы русской культуры, которые не подвергались бы переосмыслению и переоцен-
ке. Квинтэссенцией полемического накала эпохи выступили движения еретиков-реформаторов. (Нов-
городская ересь, ереси Феодосия Косого – XVI в., Ф. Курицина, ересь жидовствующих и т.д.), в ко-
торых народ пытался защитить вероучение, и полемика Ивана IV с А. Курбским по вопросам госу-
дарственного строя России, природы и сущности царской власти. Но постепенно живые голоса спо-
ров были оттеснены на периферию культуры: победу одержали ортодоксы и авторитарность царской
власти. Быстро развивающееся противоборство между церковной и светской тенденциями в русской
культуре отразилось и в появлении новых жанров литературы: публицистики, азбуковников, первых
русских энциклопедий ("Русский хронограф", 12-томные "Великие Минеи Четьи", "Лицевой лето-
писный свод" – более 10 томов, "Никоновская летопись", "Степенная книга", "Сказание о князьях
Владимирских" и др.), светских биографий ("История о Великом князе Московском", "Житие" Авва-
кума, "Сказание о Максиме Греке, написанное им самим", повесть об Ульяне Осоргиной), светских
стихов ("Вертоград многоцветный" С. Полоцкого содержал 1555 стихотворений). Литература, по
словам Ермолая Еразма, становится "оружием борьбы", своеобразным средством отстаивания своих
взглядов в проходившей полемике. Сама же полемика была напрямую связана с Ростом личностного
самосознания, воплощающегося в произведениях художественной культуры. Данные процессы по-
родили попытку "повторной канонизации", попытку обоснования государственно-церковного управ-
ления культурным развитием, что воплотилось в решениях Стоглавого Собора (1551). Рост нацио-
нального самосознания, ощущение своей силы и самобытности проявились более полно в экспрес-
сивно-эмоциональной литературе этого периода, прежде всего в творчестве Киприана ("Житие ми-
трополита Петра"), Епифания Премудрого ("Житие Сергия Радонежского"). Этические мотивы в этот
период соседствуют с новыми для русской литературы темами. Нарастающие процессы индивидуа-
лизации художественного творчества сопровождаются собиранием знаний, их оформлением в фило-
софско-богословских трактатах, житейно-нравственных, дидактических сочинениях. Появляются
"домострои", существенно расширяются "Минеи Четьи". В литературу входят новые мотивы, вопло-
щенные в сочинениях разносторонне образованного Максима Грека: "Беседа Ума с Душой", "Слово о
покаянии" и др.
Христианизация положила начало перестройке духовной сферы жизни древнерусского общест-
ва. Она несла сознание (на языке того времени) "свободной благодати", противопоставленной "раб-
скому закону", что означало санкцию духовной свободы человека, насколько она была возможна в
рамках христианского вероучения. Велики были культурные последствия этого сознания, материа-
лизовавшиеся в книжности, зодчестве, изобразительных искусствах (фресковые росписи, иконо-
пись, книжные миниатюры), художественных ремеслах. Христианизация служила и их культуре.
Принятие Киевской Русью христианства в его восточном ответвлении способствовало ее сближе-
нию с Византией, приобщению к византийской культуре. Православие, начавшее обособляться в
христианстве в X в. и ставшее в XI в. уже исторической реальностью, явилось фактором культурно-
го единения Киевской Руси с Византией и с другими странами той же религиозной ориентации
(Болгария, Сербия), также испытывавшими влияние византийской культуры. В то время Византии
принадлежало лидирующее положение в христианском мире.
Владимир Святославич и его окружение, избравшие восточную ветвь христианства в качестве госу-
дарственной религии и пошедшие на сближение с Византией, не могли, естественно, предвидеть отда-
ленные последствия своих действий. Находившаяся в X–XI вв. на подъеме Византия, некоторое время
спустя, стала клониться к упадку. Феодальные отношения в империи, развивавшиеся медленно, так и не
достигли полной зрелости; феодальная структура общества оставалась незавершенной. Естественно,