ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
зали бойницы. Также земляные валы укреплялись срубами, заполненными землей и камнями, отко-
сы валов укреплялись сырцовым кирпичом, бревнами. Тыновые стены опирались на столбы и были
с настилом для верхнего боя.
В конце X в. строились не отдельные укрепления, а целые оборонительные линии вдоль берегов
рек. Основу валов крепостей составляли поставленные впритык друг к другу деревянные срубы, за-
битые землей. Некоторые были пустые и использовались для жилья и хозяйственных нужд. На по-
верхность поднимались вплотную приставленные срубы. Стену венчали заборо-
ла – деревянный бруствер с боевой площадкой, откуда вели стрельбу и метали камни.
Над въездом рубилась проездная башня, сооружались отдельно стоящие башни-вежи, как на-
блюдательная вышка и последнее убежище.
Далее при изменении тактики осады перед главной линией обороны возводились дополнитель-
ные линии, не позволяющие устанавливать камнеметы вблизи основных стен.
Архитектура Киевской Руси, несмотря на колоссальные утраты, нанесенные неумолимым вре-
менем, междоусобицами, пожарами, нашествием вражеских полчищ на Русскую землю, природны-
ми катаклизмами, оставила свой зримый значимый след на земле, в истории страны и сознании на-
рода и вышла за пределы страны.
Русская изба, типы многих хозяйственных построек из дерева с вполне закономерными измене-
ниями прошли через всю русскую историю вплоть до наших дней. Русская изба, русская печь, рус-
ская баня прочно стоят на земле.
Несколько по-иному сложилась судьба каменных строений Киевской Руси. Многие из них тоже
дошли до наших дней и дают представление о замечательных свершениях древних русских архи-
текторов. Но, к сожалению, в работах по истории русской архитектуры очень мало внимания уделе-
но архитектуре жилых строений и хозяйственных построек из камня, в них речь идет главным обра-
зом о храмовых сооружениях. А ведь в Киевской Руси строились и совершенствовались каменные
жилища, мельницы, ремесленные постройки, хранилища, торговые помещения и многое другое, что
составляло основу жизни и деятельности древних киевлян.
Русское храмовое наследие вобрало в себя многое из народной культуры, сплавило христиан-
ское с языческим и воплотило в себе общечеловеческие идеалы.
Архитектура Киевской Руси накопила массу технологических открытий, которые сохраняют
свою ценность и в наши дни. В ней задолго до Леонардо да Винчи был выстрадан великий закон зо-
лотого сечения. В древнерусском храмовом строительстве свято соблюдалось соотношение ширины
к длине и высоте как отношение двух частей к трем и пяти. Это соотношение для шестистолпных
храмов соблюдалось на протяжении нескольких веков. Отдельные мастера и архитектурные школы
вырабатывали свои приемы пропорционирования, которые сохранялись в тайне и передавались по
наследству.
На основании летописных сведений можно составить представление о профессиональных
приемах древнерусских зодчих. Выбрав место и сняв растительный слой, мастера выравнивали
площадку и с помощью колышков и веревок разбивали очертания плана. Выбиралось ровное место
для центра подкупольного квадрата – средокрестия, основы крестово-купольной системы. Здесь во
время торжественной закладки в присутствии высокопоставленных лиц ставился крест. Рано утром
на восходящее солнце пробивалась основная ось восток-запад и перпендикулярно ей ось север-юг.
Далее строилась пространственная структура путем взаимосвязанных мер, которые обеспечивали
геометрическое подобие форм и создавали ряды взаимосвязанных величин. Эта система гармониза-
ции пришла в Византию из античного мира, применявшего систему вписанных друг в друга прямо-
угольников-вавилонов.
Принцип взаимосвязанных величин заложен в древнерусской системе мер длины: сажени свя-
заны отношением стороны квадрата к его диагонали. Размеры связаны с человеком (сажень – макси-
мальный размах рук; мерная сажень – размах рук человека ростом 176 см). Использовались ста-
бильные эталоны длины – серебряная цепь (124 см), мерная цепь (1 сажень), ''златой пояс Шимона''
(123,2 см) и т.д.
Таким образом перед разбивкой плана на участке устанавливалась ''мера'', служившая основой
для определения взаимосвязанных размеров.
Уже в XI в. строгая аскетическая манера византийской иконописи превращалась под кистью рус-
ских художников в портреты, близкие к натуре, хотя русские иконы и несли в себе все черты условного
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 39
- 40
- 41
- 42
- 43
- …
- следующая ›
- последняя »