ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
иконописного лика. В это время прославился печорский монах-живописец Алимпий, про которого со-
временники говорили, что иконописание было главным средством его существования. Но заработанные
средства он тратил весьма своеобразно: на одну часть покупал все, что было необходимо для его ремес-
ла, другую отдавал беднякам, а третью жертвовал в Печерский монастырь.
Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика. Фрески Софийского собора в
Киеве показывают манеру письма здешних греческих и русских мастеров, их приверженность человече-
скому теплу, цельности и простоте. На стенах собора мы видим и изображения святых, и семью Яро-
слава Мудрого, и изображения русских скоморохов, и животных. Прекрасная иконописная, фресковая,
мозаичная живопись наполняла и другие храмы Киева. Известны своей большой художественной силой
мозаики Михайловского Златоверховского монастыря с их изображением апостолов, святых, которые
потеряли свою византийскую суровость; лики их стали более мягкими, округлыми.
Позднее складывалась новгородская школа живописи. Ее характерными чертами стали ясность
идеи, реальность изображения, доступность. От XII в. до нас дошли замечательные творения новгород-
ских живописцев: икона "Ангел Златые власы", где при всей византийской условности облика Ангела
чувствуется трепетная и красивая человеческая душа. На иконе "Спас Нерукотворный" (также XII в.)
Христос со своим выразительным изломом бровей предстает грозным, все понимающим судьей челове-
ческого рода. В иконе "Успение Богородицы" в лицах апостолов запечатлена вся скорбь утраты. И та-
ких шедевров новгородская земля дала немало. Достаточно вспомнить, например, знаменитые фрески
церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (1198).
Широкое распространение иконописной, фресковой живописи было характерно и для Чернигова,
Ростова, Суздаля, позднее Владимира-на-Клязьме, где замечательные фрески, изображающие "Страш-
ный суд", украшали Дмитровский собор.
В начале XIII в. прославилась ярославская школа иконописи. В монастырях и церквах Ярославля
было написано немало превосходных иконописных произведений. Особенно известна среди них так на-
зываемая "Ярославская Оранта", изображавшая Богородицу. Ее прообразом стало мозаичное изображе-
ние Богородицы в Софийском соборе в Киеве работы греческих мастеров, изобразивших суровую вла-
стную женщину, простирающую руки над человечеством. Ярославские же искусники сделали облик Бо-
городицы теплее, человечнее. Это прежде всего мать-заступница, несущая людям помощь и сострада-
ние.
На протяжении долгих веков истории Руси там постоянно развивалось, совершенствовалось искус-
ство резьбы по дереву, позднее – по камню. Деревянные резные украшения вообще стали характерной
чертой жилищ горожан и крестьян, деревянных храмов.
Белокаменная резьба Владимиро-Суздальской Руси, особенно времен Андрея Боголюбского и Все-
волода Большое Гнездо, ярко выраженная в украшениях дворцов, соборов, стала примечательной чер-
той древнего русского искусства вообще.
Как и другим областям культуры, русскому зодчеству и живописи был нанесен тяжелый удар мон-
голо-татарским нашествием, однако по мере того как восстанавливалась жизнь в русских землях, ожи-
вали и получали новое развитие вековые художественные традиции.
Зодчество послемонгольского периода
В различных городах Руси в XIV–XV вв. возобновлялось каменное строительство, происходила
реставрация старых памятников, однако ни Суздаль, ни Ростов, ни Владимир, ни Нижний Новгород, ни
Рязань не стали ведущими центрами развития искусства в XIV–XV вв; более того, произведения зодчест-
ва и живописи, созданные там, характеризуются архаичными чертами.
Тверь была первым городом Северо-Восточной Руси, где после монголо-татарского нашествия сно-
ва началось каменное строительство (главный тверской храм Спаса-Преображения в 1285–1290 гг.).
Тверской собор был построен в стиле установившейся во владимиро-суздальском зодчестве традиции.
Это был шестистолпный, крестово-купольный храм, украшенный белокаменными рельефами, медными
дверьми, майоликовым полом. Но каменное строительство в Твери в XIV в. не было значительным: бы-
ла построена еще одна каменная церковь в
1323 г., а потом разгром Твери после восстания 1327 г. надолго ослабил ее, и лишь в конце XIV в. на-
ступил новый подъем строительной деятельности, продолжавшейся и в первой половине XV в. Сохра-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 40
- 41
- 42
- 43
- 44
- …
- следующая ›
- последняя »