Очерки истории русской культуры (Культурология). Ч.2. Головашин В.А. - 44 стр.

UptoLike

Составители: 

килевидные арочки и "дыньки" в порталах, ставшие характерной особенностью московского зодчест-
ва. Очертания храмов, особенно монастырских, более приземисты и суровы, чем изящные и стройные
формы владимирских построек. В соборе Спасо-Андронникова монастыря (около 1427 г.) традицион-
ный владимирский "куб" стал нарушаться за счет возвышения средних сводов над боковыми, что при-
давало более динамичное движение зданию вверх, к барабану, поставленному на квадратный поста-
мент.
Зодчество XV–XVI вв.
С конца XV столетия в развитии русского зодчества, как и в истории культуры, определился новый
этап, обусловленный крупными переменами, которые произошли в жизни русских земель. Объединение
страны в единое государство и прогрессирующее укрепление его силы, свержение монголо-татарского
ига и рост международного значения и международных связей России, усиление общения с западно-
европейской культурой, наконец, значительное увеличение материальных средств государства, разви-
тие городского ремесла- все это создавало новые материальные и идейные условия развития зодчества.
Подъем строительной деятельности выразился не только в довольно значительных реставрацион-
ных работах, но и в сооружении новых каменных зданий, в расширении масштабов каменного строи-
тельства. Здесь начинается проникновение каменного строительства в некультовые постройки.
Возводились не только храмы, но и монастырские трапезные, и палаты знати. Характерным новше-
ством конца XV в. стало распространение кирпича и терракоты. Традиционное белокаменное строи-
тельство уступало место кирпичной кладке, только фундаменты обычно строились из камня. Производ-
ство кирпича приобрело сравнительно широкий размах и открыло новые технические и художествен-
ные возможности для зодчих. Одним из интересных памятников светского каменного зодчества конца
XV в. является дворец в Угличе, сложенный из кирпича и богато украшенный узорной кирпичной клад-
кой в верхней части фронтонов.
В 1476 г. в Троице-Сергиевом монастыре была возведена Троицкая церковь, ныне называющаяся
Духовской. В ней соединились некоторые характерные приемы московского и псковского зодчества.
Идущие от московских приемов килевидные закомары и перспективные порталы сочетаются с аркой-
звонницей под барабаном, связанной по типу с характерными псковскими звонницами XV в. Сочетает
различные приемы и построенный в 90-х гг. XV в. в собор Ферапонтова монастыря на Белоозере.
Первоначальный ансамбль кремлевских построек был создан еще во второй четверти XIV в. Глав-
ное культовое здание московских великих князей и митрополитовУспенский соборсовсем обвет-
шало. Соборные своды подперли большими бревнами, чтобы они не рухнули. Но не только бедственное
положение Успенского собора определило решение Ивана III и митрополита Филиппа о постройке но-
вого собора. В 1471 г. Иван III вернулся в Москву после успешного похода против Новгорода. В борьбе
с самым могучим своим противником Москва одержала решающую победу. Совсем близким стало вре-
мя объединения всех русских земель в "вотчине" великого князя. Победа над Новгородом и должна бы-
ла быть увековечена строительством в Москве нового Успенского собора, который должен был пре-
взойти своим величием древнюю Новгородскую Софию и воплотить могущество объединяемого Моск-
вой Русского государства. Кроме того, строительство собора должно было укрепить положение церкви
в государстве.
Митрополит Филипп не пожалел средств для строительства нового Успенского собора. Были до-
полнительно обложены сборами церкви. Из чужеземного плена выкупили холопов-мастеров, знавших
строительное дело. Пригласили для руководства строительством В.Д. Ермолина и И.В. Ховрина, но ме-
жду ними произошла какая-то "пря", и Ермолин отказался участвовать в этом деле. Собор стали строить
отец и сын Ховрины, которые поручили непосредственную организацию дела мастерам Ивану Кривцо-
ву и Мышкину. Им было наказано построить собор по образцу Успенского собора во Владимире. Мас-
тера съездили во Владимир и весной 1472 г. начали строить новый собор вокруг старого здания, потом
старые стены разобрали и, спустя два года, подводили новое здание уже под своды. Но однажды май-
ским вечером 1474 г. недостроенное здание неожиданно развалилось.
Великий князь послал за псковскими мастерами. Приехав в Москву, псковичи осмотрели развалив-
шуюся постройку и пришли к выводу, что причиной катастрофы явился плохой раствор извести, а так-