Очерки истории русской культуры (Культурология). Ч.2. Головашин В.А. - 45 стр.

UptoLike

Составители: 

же неудачный расчет тяжести сводов, легших на облегченную северную стену с лестницей внутри. Ска-
залось длительное отсутствие опыта в возведении крупных сооружений.
Несмотря на предложение великого князя, псковичи не взялись продолжать постройку. Пришлось
искать иноземного мастера, и отправлявшийся тогда в Венецию государев посол Семен Толбузин полу-
чил наказ: привезти из Италии лучшего "муро-
ля" – мастера каменного дела.
В марте 1475 г. вместе с Толбузиным приехал в Москву знаменитый болонский инженер и архитек-
тор Аристотель Фиораванти, которому и было поручено строительство Успенского собора. Аристотелю
было тогда уже около 60 лет, и он имел большой опыт зодчества, военно-фортификационного искусст-
ва, литейного дела, механики. Осмотрев развалины сооружения, он подтвердил мнение псковских мас-
теров. Затем он быстро и остроумно разбил оставшиеся стены (ударами окованных железом дубовых
брусьев, а также выборкой нижней части стен, под которые подставили поленья, потом подожгли их, и
стены рухнули.) и приступил к делу заново. В селе Калитникове построили кирпичный завод и стали
делать прочный кирпич. Показал Фиорованти и как делать известьтакую, что наутро ее нельзя было
отковырнуть даже ножом. Вырыли глубокие рвы для фундаментов, заложив дно их дубовыми сваями.
Толпы москвичей смотрели на необычные строительные приемы итальянского мастера. Летописец осо-
бо отметил, что "хитрый" Аристотель все делал "в кружало" и "в правило", т.е. пользовался циркулем и
линейкой.
Заложив здание, Фиораванти отправился сначала во Владимир, а потом проехал через Ростов в
Ярославль на Север, в Утюг Великий. Возможно, что на обратном пути он побывал и в Новгороде. Та-
ким образом, итальянский мастер обстоятельно познакомился с традициями и приемами русского зод-
чества. Благодаря этому Аристотелю удалось создать в Успенском соборе выдающееся произведение
именно русского национального зодчества, обогащенное некоторыми элементами итальянской архитек-
турной культуры эпохи Возрождения. Успенский собор был закончен в 1479 г. Это великолепное со-
оружение явилось вместе с тем отнюдь не подражанием владимирскому собору, а совершенно новым;
самостоятельным произведением, превзошедшим рекомендованный образец.
Сходство с Владимирским собором не выходит за рамки нескольких внешних элементов: оба храма
имеют по пять глав и украшены аркатурным поясом по стенам. Но во владимирском соборе – 14 стол-
пов, а московский стоит на 6 столпах, причем четыре из них Аристотель сделал не квадратными, как
обычно в русских постройках, а круглыми. Вместо трех апсид алтарной части владимирского собора в
московском Фиораванти устроил пять апсид, спрятав их за мощные угловые пилястры. Четыре прясла
стены завершены спокойными полукружиями. Тот же круговой ритм воплощен в мощных, симметрич-
но расположенных барабанах пяти куполов. Массивные, гладкие стены лишены украшений. Все здание
проникнуто как бы торжественной величавостью и вместе с тем очень четким, строгим ритмом. Здесь
нет ни внешней пышности, ни бьющей в глаза нарядной декоративности. Государственная сила и стро-
гость нашли превосходное воплощение в четких формах Успенского собора. Такое же внушительное
впечатление производил Успенский собор и внутри, с его очень свободными в сравнении с другими по-
стройками XV в., внутренним пространством. Высокая строительная техника позволила Аристотелю
увеличить внутренний объем собора за счет прочных, но и необычайно тонких стен и столпов.
В 1514–1515 гг., собор был расписан фресками и приобрел нарядный вид. Стенопись была "вельми чуд-
но и всякой лепоты исполнена". Современники с восторгом отзывались об Успенском соборе: "Бысть
же та церковь чудна вельми величеством, и высотою, и светлостью, и звоностию, и пространством, та-
кова же прежде того не бывала в Руси, опроче Владимирскиа церкви, а мастер Аристотель".
Успенский собор стал не только главным сооружением великолепной Москвы, но и классическим
образцом монументального церковного зодчества XVI в. Пятиглавие московского Успенского собора,
его основные формы и пропорции многократно повторились в различных вариантах в соборах того вре-
мени.
Возможно, что в выработке планов перестройки Кремля принял участие Аристотель Фиораванти.
Вскоре из Италии приехали еще специалисты-строители: Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо, два
Алевиза и др. В 1485 г. началось сооружение новых стен Кремля, закончившееся лишь в 1516 г.
Сначала укрепили южную сторону Кремля. Антон Фрязин построил проездную башню с тайником
для убывания воды (Тайнинскую). В 1487 г. Марко Руффо начал строительство Беклемишевской башни
в юго-восточном углу Кремля, в 1488 г. в юго-западном углу Антон Фрязин поставил Свибловскую
башню. Построенные башни соединили несколько изломанной по линии стеной с меньшими стрельни-
цами, и южная часть города, выходившая к Москве-реке, была укреплена. Затем стали строить другие