ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
церкви стало подрываться, но оставалось все еще очень большим. Поэтому тяжелой была борьба
светских элементов в искусстве за свое существование и развитие.
По-прежнему подавляющее большинство построек не только в деревнях, но и в городах возво-
дилось из дерева. Каменные храмы и отдельные светские здания были в городах окружены морем
деревянных строений. Сооружение деревянных домов приобрело в XVII в. характер массового про-
изводства – по свидетельству иностранцев, в Москве на Трубной площади продавались готовые
срубы. Частые пожары, среди которых были такие громадные, как пожар 1626 г., уничтоживший
значительную часть Москвы, опустошали города и села. Но взамен погибших деревянных строений
быстро возводились новые. Веками сложившееся искусство строительства из дерева достигло в
XVII в. высокого технического и художественного уровня.
Выдающимся произведением деревянного зодчества был знаменитый дворец в Коломенском,
построенный в 1667–
1678 гг. под руководством плотничьего старосты Семена Петрова и стрельца Ивана Михайлова (в
1681 г. частично построен Саввой Дементьевым). Дворец состоял из многих разнохарактерных по-
строек, связанных между собой переходами, и насчитывал 270 комнат с 3000 окон и оконцев. Изда-
ли он походил на целый городок с башенками, чешуйчатыми крышами, крылечками с витыми ко-
лонками. Различные части дворца были построены в индивидуальной манере, они были не похожи
друг на друга. Разнообразны были объемы, формы покрытий, декоративные приемы, и все это соз-
давало замечательную живописность здания, придавало ему столь излюбленный в русской художе-
ственной культуре сказочный характер. Дворец был разобран в 1768 г.
В 1628–1653 гг. в Москве появилось еще одно выдающееся сооружение. Им стала построенная
по заказу выходца из Ярославля купца Григория Никитникова церковь Троицы в Никитниках.
Ее композиция ассимметрична и живописна, светское начало сильно выражено в архитектуре
храма, напоминающего боярский двор с разнохарактерными, но связанными единым замыслом по-
стройками. Декоративность убранства достигает здесь исключительного богатства. Профилирован-
ными поясками перехваченные столбы, три яруса кокошников, арки с висячими гирьками, богато
украшенный шатер – все это придавало исключительную нарядность зданию.
Церковь в Никитниках оказала влияние на целый ряд построек в других городах, таких, как
Вознесенский храм в Битюге, построенный по заказу купца Никифора Ревякина в 1648 г., Троицкий
храм в Муроме (1642–1648).
Стремясь освободится от гнетущего аскетизма религиозного мировоззрения, зодчие усиленно
стремились к подчеркнутой декоративности и нарядности построек, придавая им жизнерадостный
характер. Декоративность проникла не только в церковное, но и в крепостное зодчество.
Суровые крепостные ансамбли уступают место нарядным и торжественным комплексам оборо-
нительных сооружений, богато украшенным.
"Обмирщение" зодчества вызвало реакцию со стороны церкви. Решительно и энергично попы-
тался восстановить строгие традиции церковного зодчества патриарх Никон. Эти действия Никона
диктовались стремлением не только восстановить авторитет церкви, но и усилить в целом ее значе-
ние; Никон выдвигал, как известно, тезис о превосходстве церкви над светской властью. Среди
средств возвышения церкви Никон немалое значение придавал сооружению величественных, обла-
дающих большой силой воздействия культовых построек. Патриарх установил в 50-x гг. XVII в. но-
вые, строгие правила церковного зодчества. Он стремился вернуть монументальные, строгие формы
древности, воспротивился шатровым постройкам, выдвинув в качестве образца классическое пяти-
главие, добивался строгой симметричности и стройности зданий, осуждал стремление к "узорочью"
декоративности.
Памятниками этого направления являются построенные в 1643–1655 гг. Д.Л. Охлебниным и
Аверкием Мокеевым Патриаршие палаты в Московском Кремле с большим Крестовым залом –
сводчатой палатой без столпов, большие здания Земских приказов (80-е годы), царицыны палаты
Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом (1650–1652), монументальный архиерейский
дом в Суздале, выстроенный в конце XVII в.
Как воплощение идеи о главенстве церкви был задуман крупный ансамбль построек ростовского
митрополичьего двора, так называемый Ростовский Кремль, возведенный ростовским митрополитом
Ионой Сысоновичем в 70-x гг. XVII в. Крепостная стена с башнями, охватившая постройки митропо-
личьего двора, практически никакого военного знания в Ростове не могла иметь. Ее сооружение симво-
лизировало могущество и силу церкви, воплощенную в традиционных формах крепостного зодчества.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 45
- 46
- 47
- 48
- 49
- …
- следующая ›
- последняя »