Очерки истории русской культуры (Культурология). Ч.2. Головашин В.А. - 46 стр.

UptoLike

Составители: 

башни и стены. Пьетро Солари поставил в 1490 г. с западной стороны Кремля башню у Боровицких и с
восточной стороныбашню у Константиноеленинских ворот и вывел стену от Свибловской до Боро-
вицкой башни. В 1491 г. он вместе с Марко Руффо заложил на восточной стороне новую Фроловскую
(ныне Спасскую) башню, разобрав постройку В.Д. Ермолина с барельефами, и Никольскую башню. То-
гда же на Спасских воротах была помещена сохранившаяся до сих пор надпись на русском и латинском
языках: "Иоанн Васильевич, божей милостию великий князь Владимирский, Московский, Новгород-
ский, Тверской, Псковский, Вятский, Угорский, Пермский, Болгарский, и иных и всея России государь
в лето 30 государствования своего сии башни повелел построить, а делал Петр Антоний Соларий, Ме-
диоланец, в лето от воплощения Господня 1492 г."
Также Соларий поставил круглую Собакину (ныне Арсенальную) башню, в основании которой с
большим искусством заключен был обильный родник. Солари вскоре умер, но строительство стен про-
должалось Алевизом-миланцем.
Теперь стали укреплять берег вдоль реки Неглинной и в целях противопожарной безопасности
снесли с этой стороны все дворы. В 1495 г. была заложена последняя, Троицкая, башня.
В 1505 – 1509 гг., уже при Василии III, Алевиз построил усыпальницу великих князейАрхангель-
ский собор. В противовес строгому виду Успенского собора Архангельский собор внешне очень наря-
ден и декоративен и даже мало походит на храм. Во внешнем облике Архангельского собора многое
взято от приемов зодчества итальянского Возрождения, но внутренняя основа собора сохранена в духе
традиций русского зодчества (куб, увенчанный пятиглавием).
Одним из памятников монастырского крепостного строительства XVI в. является сохранившаяся в
Москве башня "Дуло" Семенова монастыря. Она была выстроена в 80–90-х гг. XVI в.
Историки искусства отмечают, что богатый опыт сооружения храмов Вознесения и Иоанна Предте-
чи подготовил возникновение такого шедевра русского и мирового зодчества, каким явился знаменитый
Покровский собор на Красной площади в Москве, именуемый часто "Василием Блаженным" – по на-
именованию одного из его приделов. Покровский собор был воздвигнут как памятник очень важной для
России победы над Казанским ханством.
Его создателем был русский мастер Постник Барма Яковлев. Собор строили с 1555 по 1560 гг. Царь
и митрополит Макарий поручили построить собор, состоявший из восьми приделов, но мастер иначе
решил задачу, – он сделал собор девятиглавым, разместив восемь приделов вокруг одной, центральной
оси, смещенной в сторону Кремля. Центр собора был увенчан большим шатром, вокруг которого распо-
ложились яркие своеобразные купола приделов. Собор как бы объединяет девять небольших церквей,
символизируя объединение русских земель и княжеств под властью Москвы. Главная расположена под
центральным шатром, четыре церкви стоят по концам креста, еще четыре, меньшего размера, располо-
жены по диагональному кресту. Все девять церквей конструктивно слиты в одно здание, все они распо-
ложены на одном каменном помосте и связаны галереей. Первоначально храм был белым, его главы по-
крыты побеленным железом.
Середина XVI в. была временем, когда в разных концах страны возводились разнообразные по типу
сооружения, и тогда каменное строительство достигло в целом еще больших масштабов. Особенно надо
отметить развитие традиций шатрового строительства, получивших воплощение во многих постройках.
Архитектура XVII в.
Переломное время во всей русской культуре XVII в. занимает особое место в развитии русского
зодчества. Основные закономерности его подчинены тем же общественно-экономическим и идео-
логическим условиям развития русской культуры, что и в XVI в. И в этой области с большой силой
проявилось стремление к отказу от вековых канонов, к "обмирщению" искусства.
И здесь ведущая линия принадлежала тем элементам, которые были связаны с демократически-
ми, в первую очередь, с посадскими слоями. Город всегда занимал ведущее место в культуре фео-
дального общества, но никогда еще ему не принадлежала столь важная роль в культурном разви-
тии, как в XVII в. Это усиление роли городских элементов в культуре явилось прямым следствием
значительного по сравнению с предшествующим временем подъема городов, в высших слоях кото-
рых появились первые, пусть еще слабые, элементы буржуазиикупечество. Влияние светской
городской культуры на зодчество XVII в. было весьма значительным, и оно объясняет сущность
того развития, которое переживало зодчество. Следует иметь в виду и другую сторонувлияние