ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Характерно, что башни укреплений были ниже, чем высокие главы церкви, что указывало на преиму-
щество духовной церковной силы над светской.
Особенно сильно светское направление проявилось в Ярославском зодчестве. Здесь особенное вни-
мание уделяли не воплощению религиозных идей, а богатству и пышности храмов, долженствовавших
отразить богатство их заказчиков – крупных купцов. Таков, например, возведенный в 1647–1650 гг.
храм Ильи Пророка близ берега реки Волги. Храм представляет собой пятиглавое здание, окруженное
галереей; с запада к нему примыкает шатровый придел. Замечательные цветовые контрасты отделки
красным кирпичом на фоне белой стены, которая, в свою очередь, была украшена зелеными, синими и
желтыми изразцами. Объемы здания разнообразны, колокольня богато украшена. В 1649 г. рядом с ним
был построен другой пятиглавый храм. Они были объединены в ансамбль великолепной шатровой ко-
локольней, одним из лучших образцов такого рода построек
XVII в. Многокрасочными изразцами, кирпичной отделкой, черепичным покрытием глав и кровель от-
личался возведенный в 1665–1672 гг. храм Николы "Мокрого". В 1671–1687 гг. прихожанами была по-
строена грандиозная церковь Ивана Предтечи в Толочкове. Церковь в Толочкове является изумитель-
ным памятником искусства народных мастеров-резчиков по дереву и кузнецов, живописцев и кирпич-
ников, создавших прекрасные формы фигурного кирпича. Рядом с пятнадцатиглавою церковью была
возведена многоярусная колокольня. Церковь Ивана Предтечи в Толочкове является выдающимся об-
разцом посадской архитектурной культуры второй половины XVII в.
Строгая церковная регламентация оказалась в конечном счете бессильной воспрепятствовать
развитию народного, светского начала в зодчестве. Как и в других сферах культуры, влияние рели-
гии и церкви в зодчестве оказалось в XVII в. заметно подорванным. Последние два десятилетия
XVII в., входящие уже в следующий период развития русской культуры, ознаменовались новым,
высоким подъемом зодчества, воплотившемся в так называемом "Московском барокко" с его чет-
кой композицией и ясно выраженным вертикальным движением, которые сочетались с великолеп-
ным нарядом многоцветной декоративной обработки здания. Это столетие характеризуется важ-
нейшими изменениями во всех сферах общественной жизни. Происходило действительное слияние
всех древнерусских земель в единое целое, обусловленное усиливающимся обменом между облас-
тями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рын-
ков в один всероссийский рынок. Важным событием, происшедшим в середине XVII в., было вос-
соединение русского и украинского народов.
В стране росло производство, возникли предпосылки для капиталистических отношений, усилива-
лась эксплуатация широких трудящихся масс. Россия превратилась в многонациональное абсолютист-
ское государство с обширным бюрократическим аппаратом управления. Все это вызвало обострение
классовой борьбы. Восстание под руководством Ивана Болотникова и крестьянская война, возглавлен-
ная Степаном Разиным, показали мощь народа. Протест против тирании светской и духовной власти
породил различные идейные движения, в которых проявлялось стремление избавиться от гнетущей
опеки церкви и обосновать приоритет разума и здравого смысла над ветшавшими догмами религии.
Это был сложный и противоречивый процесс, в котором наряду с рационалистическими тенден-
циями, с призывом использовать богатый опыт Запада имели место тенденции консервативные, зая-
вившие о себе с особенной силой в "расколе".
XVII столетие – период решительного столкновения исключающих друг друга художественных
устремлений. Эта противоречивость ярко выразилась в художественной практике. Руководство искус-
ством было централизовано, изменения в нем регламентировались властью. Архитекторы, живописцы,
мастера других видов искусства сосредоточились в Приказе каменных дел в Оружейной палате в Крем-
ле. Последняя стала своеобразной школой, где объединялись лучшие художественные силы. Для всех
русских земель Москва была непререкаемым авторитетом в области искусства.
С другой стороны, именно из Оружейной палаты исходили всякие новшества, именно в кремлев-
ских мастерских появились произведения, сводившие на нет строгую опеку и регламентацию. Здесь ра-
ботали украинские, белорусские, литовские, армянские мастера, нередко знакомые с искусством Запада,
и иностранные художники, получившие образование в Европе. Здесь развертывалась деятельность Си-
мона Ушакова – крупного русского живописца, стремившегося порвать с традициями древнего искусст-
ва. Наконец, здесь же возникла школа русской гравюры, явившаяся связующим звеном с новой гравю-
рой следующего столетия.
Важные изменения претерпевало само религиозное содержание искусства. Искусство сохраняло ре-
лигиозный характер, но вместе с тем все более проникалось светским началом. Все усиливающийся ин-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 46
- 47
- 48
- 49
- 50
- …
- следующая ›
- последняя »