Очерки истории русской культуры (Культурология). Ч.2. Головашин В.А. - 39 стр.

UptoLike

Составители: 

В соборе хранилась знаменитая русская святыняикона Владимирской Богоматери, вывезен-
ная из Византии.
Такой же роскошью отличался и дворец Андрея Боголюбского, выстроенный в Боголюбове
недалеко от Владимира.
К дворцу примыкал собор, снаружи и внутри покрытый позолотой. Полы в церкви были медными, а
хоры были украшены разноцветной майоликой.
При нем же было создано чудо русской архитектурыхрам Покрова на Нерли (1165). Князь
построил эту церковь неподалеку от своих палат после кончины любимого сына Изяслава.
В заливных лугах на Нерли, в полутора километрах от Боголюбова в 1165 г. была поставлена
церковь Покрова, которая была посвящена неизвестному в Византии празднику Покрова Богороди-
цы, введенному Андреем Боголюбским без позволения Киевского митрополита, и служила утвер-
ждению идеи божественного покровительства Владимирской земле и исключительных прав князя
Андрея Боголюбского. Церковь Покрова на Нерли стала гордостью русского зодчества, одной из
его вершин, гимном красоте и гармонии человека с природой.
Небольшой с четырьмя обычными крестообразными столбами храм сохранил, в основном, свои
первоначальные формы. Безымянные мастера блестяще нашли образ этого первого на Руси храма
Покрова. Поднятая над заливными лугами путем устройства искусственной насыпи, облицованной
известняковыми плитами, как бы парящая над зеркальной гладью вод, устремленная ввысь церковь
связывалась у наших предков с идеей заступничества всемогущих божественных сил.
Поток вертикальных линий, усиленный тянутыми колонками и учащенным ритмом колончато-
го пояса, поддержанный вытянутыми окнами и аркатурой главки, создает иллюзию движения масс
вверх, их невесомости. Этому способствует и доведенное до совершенства тектоническое решение
стены, намеченное еще в первых белокаменных постройках владимиро-суздальского зодчества.
Верхние участки прясел более заглубленные, чем нижние, дополнительно ослаблены резными
деталями, что усиливает ощущение устойчивости нижней части здания и легкости, воздушности
верхней. По найденным раскопкам установлено, что церковь была окружена с трех сторон откры-
той аркадой, на которой располагалось гульбище.
Центричность композиции основана на выделении средних осей фасадов. Над порталами в по-
лукружиях закомар помещены одинаковые по сюжету рельефы. Выше всех восседает библейский
царь Давид. В боковых пряслах фантастические существагрифоны, олицетворяя охранительные
функции, повернулись в сторону Давида, к центральной оси обращены и лежащие ниже львы. Со-
единяя в единое целое этот иносказательный гимн Давидуцарю-объединителю (подобно князю
Андрею), протянулась цепочка женских масок, воспринимавшихся как символ девы Мариипо-
кровительницы и заступницы.
Средствами изобразительного искусства выражены в религиозной форме политические идеи,
осуществлявшиеся князем Андреем.
Церковь Покрова сохранила белизну своих каменных одеждни пятна фресок, ни блеск позолоты не
разрушили девственной красоты камня. Отказ от живописных приемов придал еще большую целост-
ность и одухотворенность этому поэтическому произведению владимирских ''каменосечцев''.
Небольшая однокупольная церковь стала поэмой из камня, в которой гармонично сочетались
скромная красота природы, тихая грусть, просветленная созерцательность архитектурных линий.
Брат АндреяВсеволод продолжает строительную деятельность. Его мастера оставили потомству
замечательный Дмитровский собор во Владимиревеличественный и скромный.
Одновременно строились храмы в Новгороде и Смоленске, Чернигове и Галиче, Пскове и Новгоро-
де-Волынском, закладывались новые крепости, сооружались каменные дворцы, палаты богатых людей.
Характерной чертой русской архитектуры тех десятилетий стала украшающая сооружения резьба по кам-
ню. Удивительное это искусство мы видим на стенах соборов во Владимиро-Суздальской Руси, Новгоро-
де, других русских городах.
Другой чертой, роднящей всю русскую архитектуру той поры, стало органическое сочетание архи-
тектурных сооружений с природным ландшафтом. Посмотрите, как поставлены и доныне стоят русские
церкви, и вы поймете, о чем идет речь.
Древние резчики по дереву, камнерезы создавали деревянные и каменные скульптуры языческих
богов, духов. Живописцы разрисовывали стены языческих капищ, делали эскизы магических масок, ко-