ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
мобытное произведение, воплотившее идеалы народа. Пятницкая церковь – пример целенаправлен-
ного поиска русскими мастерами вертикальной композиции храма. Пятницкий храм был разрушен
во время Великой Отечественной войны и восстановлен в 1962 г.
Важно отметить, что в конце XII в. в Чернигове, кроме княжеских и монастырских построек,
появляются каменные посадские здания. В церковном и бытовом строительстве шире, чем прежде,
применяется кирпич.
Большим своеобразием отличается архитектура Новгородского княжества. Природа предоста-
вила здесь возможность использовать удобный для обработки камень-известняк, а также валуны.
Идейно-художественные особенности новгородского зодчества хорошо определены И.Э. Грабарем:
''Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять
идеал новгородца, доброго вояки, …, но себе на уме…. В его зодчестве такие же простые, но креп-
кие стены, лишенные назойливого узорочья, могучие силуэты, энергичные массы''.
В 1045–1052 гг. в Новгороде на месте сгоревшей дубовой церкви Святой Софии в детинце был
построен Софийский собор. Он строился по образу и подобию храма Святой Софии в Киеве, но был
значительно строже, проще, скромнее, хотя на два метра был выше своего образца. Это тоже пяти-
нефный крестово-купольный храм, но в нем всего три апсиды и пять глав. Мозаику вытеснили фре-
ски. Лаконизм, простота форм придавали собору внутреннюю гармонию, силу, красоту и величие.
По всей Руси были построены монументальные многокупольные храмы с толстыми стенами, ма-
ленькими оконцами – свидетельства мощи и красоты.
В XII в., по образному выражению одного искусствоведа, по всей Руси прошагали русские одноку-
польные храмы-богатыри, сменившие прежние пирамиды. Купол возносился вверх на мощном, массив-
ном квадрате. Таким стал Дмитровский собор во Владимире-на-Клязьме, собор святого Георгия в Юрь-
еве-Польском.
Большого расцвета архитектура достигла в годы правления Андрея Боголюбского во Владими-
ре-на-Клязьме. С его именем связаны постройка Успенского собора во Владимире (1158–
1161), красиво расположенного на крутом берегу Клязьмы, белокаменного дворца в селе Боголюбо-
ве, Золотых ворот во Владимире – мощного белокаменного куба, увенчанного златоглавой церко-
вью.
Крупнейшим архитектурным центром Руси XII–XIII вв. стало Владимиро-Суздальское княже-
ство. Строительным материалом здесь стал, в основном, тесаный белый камень. Самое крупное со-
оружение Владимира – Успенский собор. На его строительство князь Андрей Боголюбский выделил
десятую часть всех своих доходов.
Это главное культовое здание Владимира было построено по характерной для городских собо-
ров схеме шестистолпного храма с хорами и лестничными башнями. Художественный образ храма
должен был утверждать главенствующее его значение в новом стольном городе Владимире. Стрем-
ление князя Андрея сделать Владимир новым политическим и культурным центром Руси обуслови-
ло поиски новых идейно-художественных средств. Используется культ Богородицы, внушается
мысль о ее покровительстве князю, земле Владимирской, получает хождение легенда об основании
города не Мономахом, а Владимиром – крестителем Руси.
Успенский собор должен был затмить все предыдущие сооружения, олицетворить честолюби-
вые замыслы владимирского князя. Над сооружением собора работают мастера ''из всех земель''.
Они развивают основы белокаменного строительства Юрия Долгорукого.
Здание ставится на простой, в виде откоса, цоколь, лопатки усложняются колоннами с листвен-
ной капителью, богатый аркатурно-колончатый пояс членит храм и увенчивает его главу. Пластика
белокаменных архитектурных форм с резными камнями в полукружиях верха стен обогащалась
красочной росписью и позолотой.
Аркатурно-колончатый пояс собора расписан подобно нишам с фресками приднепровских хра-
мов. Фигуры пророков находились между вызолоченными колоннами аркатуры. Интерьер собора
был украшен золотыми, серебряными украшениями, драгоценными камнями.
Фрагменты фасадов одноглавого Успенского собора можно видеть и ныне в интерьере сущест-
вующего пятиглавого собора, который в 1189 г. после пожара заключил более раннюю постройку в
своеобразный футляр.
Спустя два с половиной века, Андрей Рублев расписал храм чудесными фресками.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 36
- 37
- 38
- 39
- 40
- …
- следующая ›
- последняя »