Очерки истории русской культуры (Культурология). Ч.2. Головашин В.А. - 36 стр.

UptoLike

Составители: 

Широкое распространение в Киевской Руси получил крестовокупольный тип храма,
расчлененного на три или пять нефов.
Сразу же после принятия христианства великий киевский князь Владимир Святославич начал
монументальное каменное строительство. За семь лет был возведен первый каменный храм, на
строительство которого князь выделил одну десятую часть всех доходов (отсюда идет народное на-
звание этой церкви). Местом для строительства храма был избран Бабин торжок, вблизи которого
находились княжеские палаты. Отсюда, с Владимирской горки открывался величественный вид на
Подол, на бескрайние равнины.
В 1240 г. церковь была разрушена полчищами Батыя, так что судить о ней мы можем только по
свидетельствам современников и данным археологических раскопок.
Это была большая трехнефная шестистолпная крестово-купольная постройка с галереями. В
начале XI в. к зданию пристроили дополнительные нефы. Апсиды церкви поставлены на сплошную
деревянную площадку, в чем проявилась привычка древнерусских зодчих к строительству из дере-
ва. Стены церкви были сложены из чередующихся рядов плинфы (плоского кирпича, придуманного
в Византии) и цемяночного раствора, составленного из извести, песка и толченого кирпича. Плин-
фовые кирпичи имели квадратную форму с длиной стороны до 30 сантиметров и толщиной до че-
тырех сантиметров. В Византии на ряд плинфы укладывался такой же толщины ряд раствора. Рус-
ские строители применили другой метод: после каждого ряда плинфы шел ряд раствора, равный по
толщине плинфе, а следующий ряд плинфы сдвигался к внутренней стороне стены, потом опять
шел ряд раствора и только после этого нормально укладывался второй ряд плинфы. Это позволяло
укрепить перевязку швов в кладке, экономить плинфу и добиваться своеобразного художественного
эффекта: широкие розовые полосы цемянки перемежались с тонкими рядами плинфы, создавая на-
рядную полосатую декоративную поверхность.
Этот метод в дальнейшем широко использовался русскими и зарубежными строителями. Стены
и полы Десятинной церкви были покрыты мозаикой, керамическими плитками. Были в соборе и
фрески. От вычурных сооружений Византии храм Успения Богородицы отличался строгой просто-
той и гармоничностью форм.
Самым значительным храмовым сооружением Киевской Руси является Софийский собор, по-
строенный в период княжения Ярослава Мудрого. Софийский собор и сегодня поражает людей сво-
ей красотой и величием, несмотря на то, что он многократно подстраивался, что не приводило к его
улучшению. Ему нет аналогов ни в архитектуре Византиии, ни в архитектуре других стран Востока
и Запада.
Софийский собор был задуман и построен как пятинефный крестово-купольный храм с трина-
дцатью ассиметрично расположенными главами. Центральный, самый большой купол выражал об-
раз и идею Христа, а остальные были символами двенадцати его апостолов. Cнаружи собор с трех
сторон окружали открытые одноэтажные галереи, на которых позже были надстроены галереи вто-
рого этажа, завершающиеся закомарами (закома-
рапо-древнеславянски свод). Стены возводились по тем же принципам, что и стены Десятинной
церкви. К центральному куполу собора ступенями поднимались двенадцать малых куполов. Снару-
жи собор выглядел расчлененной пирамидальной центрической конструкцией. От наружной гале-
реи архитектурные массы храма нарастали, восходя ступенями ярусов закомар к центральному ку-
полу.
С помощью парусов, находившихся в углах между четырьмя подкупольными арками, осущест-
влялся переход от квадратного плана к круглому основанию барабана. В основаниях сводов и арок
располагались деревянные связи, покрытые орнаментальной живописью. Снаружи стены собора
были украшены орнаментальными фризами, вплетенными в рисунок кирпичной кладки, нишами в
виде уступов, а также оконными и дверными проемами.
Хоры, расположенные во втором ярусе, предназначались для князя, его семьи и придворных.
Софийский собор играл огромную роль в жизни столицы и государства. В нем находилась библио-
тека, где трудились летописцы. Под главным куполом проводились государственные церемонии,
произносились проповеди. В алтаре собиралось высшее духовенство. В нижнюю часть храма до-
пускался простой народ.