Очерки истории русской культуры (Культурология). Ч.2. Головашин В.А. - 34 стр.

UptoLike

Составители: 

Большой интерес представляет парсуна Якова Тургенева начала 90-х XVII в. работы неизвестного
мастера, создавшего уже индивидуальную, с чертами психологизма, характеристику пожилого человека
с печальными глазами, изображенного плоскостно и фронтально. Этот портрет представляет новый шаг
в развитии русской портретной живописи, достигшей в первой четверти XVII в. высокого уровня в ра-
ботах А. Матвеева и И. Никитина, произведения которых можно поставить в один уровень с лучшими
образцами западноевропейского портрета XVII в.
Накопление светских и реалистических моментов в живописи Древней Руси привело к новому ка-
честву, к рождению светского реалистического искусства в первой четверти XVII в.
ИКОНОПИСЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Контрольные вопросы
1 Самобытность художественной культуры Древней Руси.
2 Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисийтитаны русской средневековой живописи.
3 Деятельность Симона Ушакова и Прокопия Чирина (XVI – XVII).
4 Образы и сюжеты древнерусского средневекового искусства русской иконописи в XVII в.
Литература: [10, 43, 44, 86].
X зодчество древней руси W
Недаром говорят, что архитектураэто душа народа, воплощенная в камне. К Руси это отно-
сится с некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, ее язы-
ческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, как и на-
роды, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятие строительной красоты,
чувство пропорции, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. ''Мы выросли в
лесу, и, пожалуй, ни одна из стихий родной природы не сказалась в такой степени на бытовом укла-
де наших предков,'' – эти слова героя романа ''Русский лес'' Леонида Леонова являются ключевыми
для нашего понимания роли леса в жизни человека начальной эпохи русской истории.
ИКОНЫ ВИЗАНТИЙСКОГО
ПИСЬМА X–XI вв.
«ВЛАДИМИРСКАЯ
БОГОМАТЕРЬ»
КИЕВСКАЯ,
НОВГОРОДСКАЯ,
ВЛАДИМИРСКАЯ ШКОЛЫ
ИКОНОПИСИ XI–XIII вв.
«БОРИС И ГЛЕБ»
«ЧУДО ГЕОРГИЯ О ЗМИЕ»
ТВОРЧЕСТВО ФЕОФАНА ГРЕКА
В НОВГОРОДЕ И МОСКВЕ
70-е гг. XIV в.
ФРЕСКИ В ЦЕРКВЯХ НОВГОРОДА И
МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ
«ДОНСКАЯ БОГОМАТЕРЬ»
МОСКОВСКАЯ ШКОЛА
ИКОНОПИСИ XIV–XV вв.
«УМИЛЕНИЕ»
«СПАС В СИЛАХ»
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АНДРЕЯ РУБЛЕВА
1370–1430 г.
«Троица», «Спасярое око»,
«Архангел Михаил»,
«Апостол Петр», «Апостол Павел»
ТВОРЧЕСТВО ДИОНИСИЯ
XV в. (1440 г.) – XVI в.
(20–30-е гг.)
Фрески
«Кирилло-Белозерского и
Ферапонтова
монастырей»
Иконописцы XVIII в.
Симон Ушаков
(Пимен Федоров)
1626–1686 г.
«ТРОИЦА»
«ТАЙНАЯ В
Е
ЧЕРЯ»
ПРОКОПИЙ ИВАНОВИЧ
ЧИРИН
КОНЕЦ XVI СЕРЕДИНА VII вв.
«БОГОМАТЕРЬ
ФЕДОРОВСКАЯ»
Парсуна Якова
Т
ур
генева