Очерки истории русской культуры (Культурология). Ч.2. Головашин В.А. - 32 стр.

UptoLike

Составители: 

ванную азбуку рисования, состоящую из анатомических рисунков. До нас эта азбука не дошла, но, воз-
можно, что некоторые изображения лицевого букваря Кариона Истомина, выгравированные мастером
Серебряной палаты Леонтием Буниным, являются частями азбуки Симона Ушакова.
В средние века мастера передавали свои навыки и секреты замкнутому кругу учеников. Иначе по-
ступал Симон Ушаков, который стремился сделать общедоступными свои знания и опыт, положить на-
чало новой системе художественного обучения, которая получила развитие в XVII в.
Симон Ушаков жил в период борьбы старых, патриархальных церковных воззрений с новыми, свет-
скими реалистическими тенденциями. В области живописи также шли горячие споры сторонников ста-
рых икон, с темными аскетическими лицами святых, со сторонниками новой, более реалистической жи-
вописи, в которой лица святых были похожи на живые человеческие лица. Более ярко и последователь-
но сформулировал новую эстетическую теорию Симон Ушаков, написавший трактат "Слово к любите-
лям иконописания." Из всех искусств он выше всего ставит живопись, ибо ее изображению доступны
все явления природыона оживляет мертвых, напоминает о прошедших делах и т.д. Ушаков выражает
широкие взгляды на искусство и его общественное значение, сравнивает живопись с зеркалом, обла-
дающим способностью отражать жизнь такой, какой она есть на самом деле. Эти высказывания свиде-
тельствуют о реалистических устремлениях мастера, порывающего со средневековым художественным
мировоззрением.
Творческая практика Симона Ушакова частично отразила его теоретические взгляды, которые, одна-
ко, далеко опередили ее.
Он одним из первых стал подписывать и датировать свои произведения, иногда сообщая интерес-
ные сведения о себе. Лучшие его иконы написаны для церкви Грузинской богоматери в Китай-городе
по заказу богатых купцов Никитниковых для московских и подмосковных монастырей (Троице-
Сергиева, Новодевичьего, Донского) и церквей. Его произведения украшали храмы и дворцы Кремля.
Из стенописей С. Ушакова сохранились фрески церкви Грузинской богоматери 1653 г. Написанные им
фрески Теремного дворца и реставрированные им же фрески Золотой и Грановитой палат не сохрани-
лись до наших дней, также как живопись по холсту, украшавшая коломенский дворец, выполненная под
руководством С. Ушакова.
Из ранних икон С. Ушакова наиболее известна икона "Великий архиерей", (голова Христа в архие-
рейской митре) 1657 г. из Грузинской церкви. В изображении лица Христа наблюдаются особенности,
не встречающиеся в более ранних произведениях иконописи.
Об интересе Ушакова к изображению человеческого лица свидетельствует другая икона Грузин-
ской церкви – "Благовещение" 1659 г., окруженная мелкими сценами акафиста, написанная тремя мас-
терами: Яковом Казанцем, Гавриилом Кондратьевым и Симоном Ушаковым, который писал только ли-
ца, о чем свидетельствует надпись на иконе. По своему стилю эта икона относится целиком к первой
половине XVII в. Скалистые пейзажи и фантастические нагромождения архитектуры, миниатюрные фи-
гурки людей, яркие краски и золотовсе напоминает иконы "строгановских" мастеров. В 1668 г. С.
Ушаков написал аллегорическую композицию "Древо государства российского" (ГТГ). На иконе изо-
бражены Кремль и Успенский собор, у основания которого стоят Иван Калита, "собиратель русской
земли", и митрополит Петр, сажающие "древо" государства российского. На ветвях древа в круглых ме-
дальонах изображены различные деятели московского государствакнязья, цари и патриархи. Внизу,
на кремлевской стене стоят слева царь Алексей Михайлович, справацарица Мария Ильинична с царе-
вичами Алексеем и Федором. В центре древа, в овале изображена покровительница Москвы и Москов-
ского государстваВладимирская богоматерь. Образ богоматери, созданный Семеном Ушаковым, не
является повторением древней иконы. Ее округлое лицо, нежный цвет розоватых щек и полные губы
носят черты жизненности и обаяния. Наиболее реалистичны портретные изображения Алексея Михай-
ловича и членов его семьи. Основная идея произведениявозвышение и прославление Русского госу-
дарства и его исторических деятелей.
Симон Ушаков неоднократно вводил портретные изображения в свои иконы. В небольшую икону
архангела Михаила
1676 г. (ГТГ) художник ввел очень жизненную фигуру молящегося человека в обычном одеянии про-