Очерки истории русской культуры (Культурология). Ч.2. Головашин В.А. - 31 стр.

UptoLike

Составители: 

сквы и Московского государства. Она изображена и в своде алтаря в торжественной позе, восседаю-
щей на троне, среди ангелов с младенцем на коленях, и в центральной части "Страшного суда", и на
западной стене, в композиции "Деисус" как заступница за человеческий род, умоляющая о милости и
снисхождения.
Во фреске "Покров Богоматери" особенно ярко выражена идея заступничества Марии за людей,
идея сострадания и посредничества между людьми и небесными силами. Богоматерь выступает в ней
как покровительница Русской земли.
Торжественна и празднична композиция "О тебе радуется", в которой ангелы и святые про-
славляют Марию. Наряду с композициями, посвященными богоматери, в соборе Ферапонтова мона-
стыря представлены и сцены из жизни Христа. В этой группе выделяется ритмичная композиция
"Брак в Кане", построенная по овалу. На первом плане размещены странные удлиненные фигуры с
изящно склоненными головами, узкими и покатыми плечами. Формы и линии плоско трактованных
зданий на втором плане ритмически повторяют очертания человеческих фигур, играя роль своеоб-
разного компонента. В композициях Дионисия все подчинено образу человека, а архитектура, не-
смотря на значительное место, ею занимаемое, играет второстепенную роль. Типы лиц отличают-
ся мягкостью выражения, но они недостаточно эмоциональны и лишены в большинстве случаев
черт психологизма, национальных и индивидуальных особенностей, так отчетливо выраженных в
творчестве А. Рублева.
К работам Дионисия некоторые исследователи относят небольшую икону "Шестиднев", выполнен-
ную с тонким, блестящим мастерством. В центре иконы изображен "Деисус" – Христос, Мария, Иоанн
Предтеча и ангелы в сверкающих белых одеждах; под ними в полуовальных арках легкие странные
фигуры святых и проповедников, также в белых одеждах, на розовых, светло-желтых, голубых и
светло-зеленых фонах. Вверху размещены шесть евангельских сцен.
В этой иконе художник создал прекрасные образы, полные радостного волнения.
Дионисий умер в начале XVI в., вскоре после окончания стенописи Ферапонтова монастыря. Он ос-
тавил целую школу мастеров живописи, которые продолжали его традиции в течение двух первых деся-
тилетий XVI в. Наиболее знаменитыми из них были сыновья ДионисияФеодосий и Владимир. Из ра-
бот Феодосия сохранились миниатюры "Евангелия" 1507 г. (в Санкт-Петрбургской Публичной библио-
теке) и недавно расчищенные фрески Благовещенского собора 1508 г. (к сожалению, сохранившиеся
плохо и почти утратившие цвет). Работы учеников хранятся в Государственной Третьяковской галерее
и в Государственном Русском музее.
Дионисий работал в один из замечательных периодов истории русского народа, когда русское
государство складывалось в могущественное и единое целое и начинался процесс образования об-
щерусской культуры. Лучшие работы Дионисия, проникнутые светлой радостью, выражали мечты
и надежды русского народа. Однако в некоторых его произведениях, выполненных по заказу вели-
кого князя и крупных церковных деятелей, есть черты официальной торжественности, манерности
и изысканности; в его творчестве есть черты противоречивости и двойственности; в его живописи
уже нет эпической цельности и глубины, свойственных искусству Рублева.
Крупнейшим мастером живописи XVII в. был иконописец Пимен, Федоров сын, по прозванию Си-
мон Ушаков, (1626–
1686). Симон Ушаков, уроженец Москвы, в 1648 г. был принят жалованным иконописцем в Оружейную
палату, которая в
XVII в. была крупнейшим художественным центром в Московском государстве.
Роль Симона Ушакова в создании русского художественного стиля XVII в. была очень велика, так
как он в течение 38 лет сам работал в Оружейной палате и долго руководил ее мастерами. Симон Уша-
ков уделял много времени педагогической работе и интересовался ею; он собирался создать гравиро-