Очерки истории русской культуры (Культурология). Ч.2. Головашин В.А. - 29 стр.

UptoLike

Составители: 

"Троицу" решили раскрыть уже в 1904 г. Дело в том, что имелось письменное подтверждение мона-
стырского предания, согласно которому эта икона была написана самолично Рублевым.
Снятие золотой ризы принесло, однако, разочарование почитателям древнерусского искусства, на-
деявшимся увидеть, наконец, подлинное творение знаменитого мастера: под ней оказалась весьма ба-
нальная живопись. То был результат последнего подновления, произведенного в конце ХVIII в. Но, ко-
гда один за другим начали снимать "беззаконные" красочные слои, всех охватило беспредельное вос-
хищение: из скрывавшей его так долго темницы высвобождалось одно из самых значительных, самых
одухотворенных созданий мировой живописи.
Расчистка иконы все же не была тогда доведена до конца. По требованию духовенства рублевская
живопись была запрятана под роскошный оклад, более чтимый монастырским начальством, чем эта жи-
вопись.
Только в советское время "Троица", переданная в Третьяковскую галерею, была полностью раскры-
та, чтобы занять там первое место среди шедевров древнерусского искусства. В настоящее время ведут-
ся переговоры о передаче этой святыни (как было недавно сделано с иконой Владимирской Богоматери)
русской православной церкви.
Чувство, радости возникает от созерцания "Троицы" Рублева, даже если не знаешь, в чем, в сущно-
сти, ее сюжет.
Скажем о нем вкратце.
К библейскому патриарху Аврааму явились трое прекрасных юношей, и он заклал тельца и пышно
угостил их, угадав в юных странниках воплощение извечного во многих религиях троичного начала
божества. Византийские художники передавали легенду во всех подробностяхсо сценой заклания и со
столом, уставленным яствами. Рублев все сосредоточил на главном. В чаше, вокруг которой восседают
три ангела, – голова жертвенного тельца, прообраза евангельского агнца, символа жертвенности Христа
во имя любви и спасения рода человеческого. В содержании "Троицы" художник выявил то, что вечно:
добро, жертвенность и любовь.
Что же это за мир, в который нас погружает созерцанием "Троицы"?
Это мир согласия и взаимной любви, это мир глубокого, неразрывного единства, которое воспри-
нимается нами как завершение всех человеческих устремлений. И это единство зримо выступает перед
нами в том не обозначенном линией круге, что рождает в нашем сознании плавное очертание трех ан-
гельских фигур. Мир тишины и покоя, ибо никакого действия перед нами не происходит, покоя про-
светленного, благотворного, к которому пришло, наконец, нечто до этого зыбкое, возможно, тревожное
и хаотичное. Сияют пронизанные светом нежные краски: чудесен рублевский "голубец" – чистейшая
ляпис-лазурь. В глазах ангеловмечта, кроткая взаимная преданность, предчувствие неотвратимой пе-
чали и сознание важности, священности их союза; силуэт каждого совершенен в истинно кристальной
своей чистоте.
Как правильно было замечено искусствоведами, среди всех созданий древнерусских художников,
рублевские ангелы представляются самыми бесполыми. Ничто не отличает их: ни крылья, ни облаче-
ния; они предельно легки, как и вся композиция, почти лишенная глубины в своем плакатном ритме.
Рублев оплодотворил вечно юным началом светлой радости и любви художественный гений нашего
народа, еще ярче, полнее выявив свое своеобразие.
"Бесчисленны изображения Христа в искусстве всех христианских народов. Но нет, быть мо-
жет, Христа более человечного, более просветленного мудростью и любовью, чем рублевский, ис-
тинный отец и хранитель людей. Рублевский Христос смотрит на нас своими всевидящими глазами,
и чудится нам, что на этой липовой доске с полуосыпавшейся живописью запечатлен образ, нет, не
бога, а прекраснейшего и мудрейшего из всех людей, любвеобильного, неиссякаемого в своей ми-
лости, образ, в котором все благородство и честь человеческого рода".
Рублевский "Спас" вместе с "Архангелом Михаилом" и "Апостолом Павлом", – эти иконы пояс-
ного деисуса, что некогда, обветшалые, были сложены в сарае близ храма в Звенигороде.
Хотя тому нет письменных подтверждений, как-то сразу решаешь, что эти иконы (ныне хранят-
ся в Третьяковской галерее) могли быть написаны не учениками Рублева или иным мастером, ис-
пытавшим его влияние, а только им самим. И это первое впечатление подтверждается самым требо-
вательным искусствоведческим сопоставлением этих икон с рублевской "Троицей". Да, эти нежные
красочные сочетания, эта общая чарующая музыкальность и эта высокая одухотворенность выдают
великого русского мастера во всей неповторимости его вдохновения, его стиля и художественного
темперамента.