Очерки истории русской культуры (Культурология). Ч.2. Головашин В.А. - 33 стр.

UptoLike

Составители: 

столюдина, возможно, заказчика и владельца иконы. Исторические свидетельства говорят о том, что С.
Ушаков писал настоящие портреты, "парсуны" (от словаперсона) масляными красками на холсте. В
1669 и
1682 гг. Ушаков написал три портрета царя Алексея Михайловича, в 1685 г. – портрет царя Федора
Алексеевича. К сожалению, ни одного из этих портретов не сохранились до наших дней.
Из иконописных работ С. Ушакова необходимо отметить ряд изображений "нерукотворного Спаса",
в которых художника больше всего интересует естественность и материальность передачи человеческо-
го лица, и "Троицу" 1671 г., выполненную по заказу греческого купца. В этой иконе ярче всего отраже-
на борьба старого и нового в творчестве Ушакова. Со старыми традициями связано композиционное
построение иконы, повторяющее в несколько измененном виде композицию А. Рублева, жесткие склад-
ки ангелов, золотые пробелы, применение обратной перспективы в деталях. Новые черты выражены в
большей материальности фигур, особенно лиц ангеловполных, округлых и светлых по окраске, в бо-
гатом натюрморте на столе, довольно правдиво передающем формы сосудов XVII в., овощи и так далее.
Наибольший интерес представляет трактовка заднего плана с могучим деревом, напоминающим вяз,
горкой и портиком итальянского типа, изображенным в правильной линейной перспективе. Этот портик
взят с картины Веронезе, которую Ушаков знал по гравюре (западные гравюры были хорошо известны
мастерам Оружейной палаты).
В 1680 г. Симон Ушаков написал икону "Тайная вечеря" (для Троице-Сергиева монастыря), в кото-
рой дана интересная попытка передать интерьер с применением линейной перспективы, довольно сво-
бодная группировка апостолов вокруг стола, более разнообразная трактовка их лиц (особенно вырази-
телен образ Иуды).
Ушаков работал не только в области стенописи, иконописи и портретной живописи (масло, холст).
Он известен также как гравер и рисовальщик, с рисунков которого делали гравюры другие мастера вто-
рой половины XVII в. Из гравюр, выполненных на медных досках, особенный интерес представляет
гравюра "Семь смертных грехов", в которой Ушаков обнаруживает редкое для того времени знание
форм человеческого тела. Художник изобразил обнаженную фигуру грешника с повязкой на глазах и
цепями на руках и ногах. На согнутой спине его сидит верхом дьявол с уздой и бичом в руках; через
спину грешника переброшены два связанных лукошка с животными и птицами, олицетворяющими
смертные грехи (собака, змея, козел, медведь, лягушка и лев). Сзади стоит павлин с распущенным хво-
стом (гордость). Все изображения свидетельствуют о довольно верной передаче натуры. Фигура греш-
ника дана в смелом и сложном ракурсе. Формы и мускулы ног, рук и спины переданы довольно правди-
во. Точно и живо изображены звери и птицы. Симон Ушаков был художником-новатором. Его искусст-
во проложило путь для развития нового реалистического искусства. Наибольший интерес представляли
портретные работы Ушакова, не сохранившиеся до наших дней, так же как и многие другие парсуны
второй половины XVII в.
Из второстепенных парсун, случайно уцелевших и дошедших до нас в не очень хорошем состоянии,
можно указать парсуну царя Федора Ивановича и парсуну князя Репнина. Первая парсуна копирует
прижизненный портрет царя, умершего в
1598 г. Она выполнена на доске иконописной техникой и изображает Федора Ивановича в золотом ним-
бе, как святого. Но лицо его отличается резко выраженными индивидуальными чертами и хорошо пере-
дает характер слабоумного царя (парсуна эта, по-видимому, копирует портрет конца XVI в.)
Портрет князя Репнина выполнен масляными красками на холсте, в новой технике, которую посте-
пенно осваивали русские художники. В портрете переданы индивидуальные черты внешнего облика
боярина и его богатая одежда. Он изображен в величественной, статичной позе. В этой парсуне попытка
передать облик модели с натуры сочетается с иконописной трактовкой композиции, с жесткостью ри-
сунка и сухостью живописи. Замечательным иконописецем Древней Руси был Прокопий Иванович
Чирин (умер около середины XVII в.), русский живописец Строгановской школы, в 1620 г. царский
жалованный живописец, мастер Оружейного приказа. Для произведений Чирина характерна изыскан-
ность несколько темного, выдержанного в одном тоне колорита, ювелирная тщательность письма: ико-
ны "Никита", "Иоанн Воин", (начало XVII в., Русский музей, С. Петербург), "Богоматерь Тихвинская"
(конец XVI – начало XVII вв. Третьяковская Галерея).