Культурология. Головнёва Е.В - 4 стр.

UptoLike

4
Раздел I. Теория культуры.1.1. Культурология как научная дисциплина. Ме-
тоды культурологии
Культурология (греч. «логос» – слово, учение; буквально – «учение о культуре»)
это гуманитарная наука, которая изучает культуру в ее целостности и полноте кон-
кретных форм ее существования, исследует строение, функционирование и развитие
культуры.
К сфере культурологии относятся следующие вопросы: что такое
культура как
явление; каково ее строение; какие существуют виды культур; как культура соотно-
сится с природой, обществом; можно ли выстроить иерархию культур; каковы связи
между культурой и цивилизацией; возможна ли общепланетарная культура, можно ли
выявить нечто общее во всем многообразии культурных проявлений? и т. д.
Термин «culturology» вошел в научный оборот
во второй половине 40-х гг. XX в.
после публикаций трудов американского антрополога Лесли Уайта (1900-1975), ко-
торый рассматривал культуру в качестве самодостаточного процесса и предложил
выделить в цикле социально-гуманитарных дисциплин культурологиюнауку о
культуре. Однако попытки целостного осмысления культуры предпринимались го-
раздо раньше.
Осознание проблемы культуры как одной из важнейших теоретических проблем
произошло уже во второй половине XVIII века, когда в культуре стали усматривать
некую целостность, включающую в себя различные элементы. Первым, кто стал рас-
суждать о культуре в таком плане, был И. Г. Гердер. В своей работе «Идеи к филосо-
фии истории человечества» (1784-1791) он не только дал определение культуры, но и
сформулировал
ряд идей о генезисе (происхождении) культуры, о механизмах ее
движения и развития, о взаимосвязи различных культурных форм, о роли языка и ре-
лигии в системе культуры. Свой вклад в развитие теоретических представлений о
культуре на этом этапе внесли также философы С. Пуфендорф, Дж. Вико, И. Кант,
И. Г. Ф. Гегель.
На следующем этапе развития культурологического знания, в XIX веке, исследо-
ватели признали, что наряду с пластом философского знания о культуре существует
пласт научного знания, включающий в себя сведения о природе, функциях, законах
функционирования культуры, об особенностях различных культурных форм и т. д.,
который получен не с помощью философской рефлексии, а с помощью
научных ме-
тодов познания, широко используемых естествоиспытателями и обществоведами. На-
чиная с XIX в., культурологическое знание становится все более узким, уходя из сфе-
ры философии в области конкретных наук, срастаясь с этнографией, с археологией, с
искусствознанием, с науковедением и пр. На этом этапе развития культурологической
мысли культура стала рассматриваться не в
своей целостности, не как сложнооргани-
зованная система, а в тех или иных конкретных и автономных своих проявлениях.
Работа культурологов сводилась либо к изучению того или иного исторического типа
культурыпервобытной, античной, средневековой, ренессансной (Э. Тайлор, К. Ле-
ви-Брюлль, К. Леви-Стросс, Б. Малиновский и др.), либо к характеристике несколь-
   Раздел I. Теория культуры.1.1. Культурология как научная дисциплина. Ме-
тоды культурологии

    Культурология (греч. «логос» – слово, учение; буквально – «учение о культуре»)
– это гуманитарная наука, которая изучает культуру в ее целостности и полноте кон-
кретных форм ее существования, исследует строение, функционирование и развитие
культуры.
    К сфере культурологии относятся следующие вопросы: что такое культура как
явление; каково ее строение; какие существуют виды культур; как культура соотно-
сится с природой, обществом; можно ли выстроить иерархию культур; каковы связи
между культурой и цивилизацией; возможна ли общепланетарная культура, можно ли
выявить нечто общее во всем многообразии культурных проявлений? и т. д.
    Термин «culturology» вошел в научный оборот во второй половине 40-х гг. XX в.
после публикаций трудов американского антрополога Лесли Уайта (1900-1975), ко-
торый рассматривал культуру в качестве самодостаточного процесса и предложил
выделить в цикле социально-гуманитарных дисциплин культурологию – науку о
культуре. Однако попытки целостного осмысления культуры предпринимались го-
раздо раньше.
    Осознание проблемы культуры как одной из важнейших теоретических проблем
произошло уже во второй половине XVIII века, когда в культуре стали усматривать
некую целостность, включающую в себя различные элементы. Первым, кто стал рас-
суждать о культуре в таком плане, был И. Г. Гердер. В своей работе «Идеи к филосо-
фии истории человечества» (1784-1791) он не только дал определение культуры, но и
сформулировал ряд идей о генезисе (происхождении) культуры, о механизмах ее
движения и развития, о взаимосвязи различных культурных форм, о роли языка и ре-
лигии в системе культуры. Свой вклад в развитие теоретических представлений о
культуре на этом этапе внесли также философы С. Пуфендорф, Дж. Вико, И. Кант,
 И. Г. Ф. Гегель.
    На следующем этапе развития культурологического знания, в XIX веке, исследо-
ватели признали, что наряду с пластом философского знания о культуре существует
пласт научного знания, включающий в себя сведения о природе, функциях, законах
функционирования культуры, об особенностях различных культурных форм и т. д.,
который получен не с помощью философской рефлексии, а с помощью научных ме-
тодов познания, широко используемых естествоиспытателями и обществоведами. На-
чиная с XIX в., культурологическое знание становится все более узким, уходя из сфе-
ры философии в области конкретных наук, срастаясь с этнографией, с археологией, с
искусствознанием, с науковедением и пр. На этом этапе развития культурологической
мысли культура стала рассматриваться не в своей целостности, не как сложнооргани-
зованная система, а в тех или иных конкретных и автономных своих проявлениях.
Работа культурологов сводилась либо к изучению того или иного исторического типа
культуры – первобытной, античной, средневековой, ренессансной (Э. Тайлор, К. Ле-
ви-Брюлль, К. Леви-Стросс, Б. Малиновский и др.), либо к характеристике несколь-
                                        4