Общая педагогика - 103 стр.

UptoLike

Составители: 

101
ярко описывающее выраженное разногласие, а также биографический материал
участников, возможна целенаправленная выработка умений и навыков конст-
руктивного конфликтного взаимодействия. Здесь моделирование конфликтных
ситуаций осуществляется с помощью следующих приемов: а) драматизация
конфликта; б) управление конфликтом; в) “третий нелишний”. Остановимся
подробнее на этих приемах.
Драматизация конфликта. С помощью этого приема оказывается возмож-
ным
выделить и проявить реальные конфликты, существующие в среде старше-
классников. Психологи рекомендуют следующее трехэтапное использование
техники драматизации конфликта.
На первом этапе ученик, который недоволен сложившейся ситуацией, в
присутствии оппонента исполняет его (оппонента) роль, отдав собственную роль
кому-либо другому. При этом в случае если оппонент протестует против испол-
нения его
роли кем-то другим (а это бывает часто, потому что изображение
ущемленным” “зажимщикаобычно носит выраженный гротесковый характер),
ему самому предлагают сыграть свою роль, но не с самим недовольным, а опять-
таки сактером”. Явная идеализация собственных действий со стороныза-
жимщика вызывает протестущемленного”, и драматизация конфликта зако-
номерно
и естественно переходит к своему второму этапу.
На этом этапевиновникконфликта сам играет рольущемленного”, вос-
производя смысл и тон его ответа в диалоге сактером”, который ранее изобра-
жал его самого. Обычно это вызывает протест со стороныущемленного”, кото-
рый считает, что его действия также явно шаржированы. После этого
ему само-
му предлагают их воспроизвести с заменяющимзажимщика” “актером”. Явная
идеализацияущемленнымсобственных действий порождает протест уви-
новникаразногласия, который обычно поддерживается всеми присутствующи-
ми. Начинается третий этап драматизации конфликта.
На этом этапе ведущий предлагает участникам разногласия изобразить то,
как именно следовало бы противной стороне обращаться и действовать
в ситуа-
ции конфликта. Начать можно с исполнениянедовольнымроли его оппонента,
а сразу после этого дать возможность всем желающим предоставить собствен-
ную версию поведениязажимщика”. “Зажимщикдалее сам представляет, как
именнонедовольномуследовало бы поступать в ситуации. После чего любой
желающий из участников занятия также демонстрирует свои формы реагирова-
ния.
Результатом подобной драматизации конфликта обычно выступает не
столько разрешение противоречия, сколько коррекция взаимного поведения и
взаимных ожиданий участвующих, что, несомненно, вносит вклад в развитие
гибкости их ума и мотивации конфликта. Это способствует переводу школьни-
ков на более высокий уровень развития конфликтогенности. Однако для дости-
жения этого результата учителю необходимо в
моделировании конфликтных
ситуаций руководствоваться важнейшими принципами драматизации:1) отказ от
рассказа в угоду показа; 2) перевод выражения агрессивности на заменяющее
лицо (“актера”); 3) обмен ролями партнеров по разногласию; 4) активное при-
ярко описывающее выраженное разногласие, а также биографический материал
участников, возможна целенаправленная выработка умений и навыков конст-
руктивного конфликтного взаимодействия. Здесь моделирование конфликтных
ситуаций осуществляется с помощью следующих приемов: а) драматизация
конфликта; б) управление конфликтом; в) “третий нелишний”. Остановимся
подробнее на этих приемах.
     Драматизация конфликта. С помощью этого приема оказывается возмож-
ным выделить и проявить реальные конфликты, существующие в среде старше-
классников. Психологи рекомендуют следующее трехэтапное использование
техники драматизации конфликта.
     На первом этапе ученик, который недоволен сложившейся ситуацией, в
присутствии оппонента исполняет его (оппонента) роль, отдав собственную роль
кому-либо другому. При этом в случае если оппонент протестует против испол-
нения его роли кем-то другим (а это бывает часто, потому что изображение
“ущемленным” “зажимщика” обычно носит выраженный гротесковый характер),
ему самому предлагают сыграть свою роль, но не с самим недовольным, а опять-
таки с “актером”. Явная идеализация собственных действий со стороны “за-
жимщика” вызывает протест “ущемленного”, и драматизация конфликта зако-
номерно и естественно переходит к своему второму этапу.
     На этом этапе “виновник” конфликта сам играет роль “ущемленного”, вос-
производя смысл и тон его ответа в диалоге с “актером”, который ранее изобра-
жал его самого. Обычно это вызывает протест со стороны “ущемленного”, кото-
рый считает, что его действия также явно шаржированы. После этого ему само-
му предлагают их воспроизвести с заменяющим “зажимщика” “актером”. Явная
идеализация “ущемленным” собственных действий порождает протест у “ви-
новника” разногласия, который обычно поддерживается всеми присутствующи-
ми. Начинается третий этап драматизации конфликта.
     На этом этапе ведущий предлагает участникам разногласия изобразить то,
как именно следовало бы противной стороне обращаться и действовать в ситуа-
ции конфликта. Начать можно с исполнения “недовольным” роли его оппонента,
а сразу после этого дать возможность всем желающим предоставить собствен-
ную версию поведения “зажимщика”. “Зажимщик” далее сам представляет, как
именно “недовольному” следовало бы поступать в ситуации. После чего любой
желающий из участников занятия также демонстрирует свои формы реагирова-
ния.
     Результатом подобной драматизации конфликта обычно выступает не
столько разрешение противоречия, сколько коррекция взаимного поведения и
взаимных ожиданий участвующих, что, несомненно, вносит вклад в развитие
гибкости их ума и мотивации конфликта. Это способствует переводу школьни-
ков на более высокий уровень развития конфликтогенности. Однако для дости-
жения этого результата учителю необходимо в моделировании конфликтных
ситуаций руководствоваться важнейшими принципами драматизации:1) отказ от
рассказа в угоду показа; 2) перевод выражения агрессивности на заменяющее
лицо (“актера”); 3) обмен ролями партнеров по разногласию; 4) активное при-

                                                                         101