Составители:
Рубрика:
14
том индивидуальных различий, вовлечением в игру учащихся с различными
уровнями обученности. Вместе с тем игры несут в себе возможности значитель-
ного эмоционально-личностного воздействия, формирования коммуникативных
умений и навыков, ценностных отношений. Поэтому применение учебных игр
способствует развитию индивидуальных и личностных качеств школьника.
Под технологией интерактивного обучения (ТИО) мы понимаем систему
способов
организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных
игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в
результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации
успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интел-
лектуальной, эмоциональной и других сфер.
В структуре процесса обучения с применением ТИО можно выделить сле-
дующие этапы:
1. Ориентация
. Этап подготовки участников игры и экспертов. Учитель
предлагает режим работы, разрабатывает вместе со школьниками главные цели
и задачи занятия, формулирует учебную проблему. Далее он дает характеристи-
ку имитации и игровых правил, обзор общего хода игры и выдает пакеты мате-
риалов.
2. Подготовка к проведению. Это этап изучения ситуации, инструкций, ус-
тановок
и других материалов. Учитель излагает сценарий, останавливается на
игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчета оч-
ков (составляется табло игры). Учащиеся собирают дополнительную информа-
цию, консультируются с учителем, обсуждают между собой содержание и про-
цесс игры.
3. Проведение игры. Этот этап включает собственно процесс игры. С мо-
мента начала игры
никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только
ведущий может корректировать действия участников, если они отклоняются от
главной цели игры. Учитель, начав игру, не должен без необходимости прини-
мать в ней участие. Его задачи заключаются в том, чтобы следить за игровыми
действиями, результатами, подсчетом очков, разъяснять неясности и
оказывать
по просьбе участников помощь в их работе.
4. Обсуждение игры. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры.
Учитель проводит обсуждение, в ходе которого выступают эксперты, участники
обмениваются мнениями, защищают свои позиции и решения, делают выводы,
делятся впечатлениями, рассказывают о возникавших по ходу игры трудностях,
идеях, приходивших в голову.
Применение ТИО
позволяет учителю соединить деятельность каждого
школьника (возникает целая система взаимодействий: учитель - учащийся, учи-
тель - класс, учащийся - класс, учащийся - учащийся, группа - группа), связать
его учебную деятельность и межличностное познавательное общение.
Мотивационная сторона процесса обучения обслуживается концепцией и
технологией мотивационного обеспечения учебного процесса. Эти вопросы
мы подробно рассмотрели в предыдущем пособии (см. соответствующую
главу
“Педагогика индивидуальности”) (2).
том индивидуальных различий, вовлечением в игру учащихся с различными уровнями обученности. Вместе с тем игры несут в себе возможности значитель- ного эмоционально-личностного воздействия, формирования коммуникативных умений и навыков, ценностных отношений. Поэтому применение учебных игр способствует развитию индивидуальных и личностных качеств школьника. Под технологией интерактивного обучения (ТИО) мы понимаем систему способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интел- лектуальной, эмоциональной и других сфер. В структуре процесса обучения с применением ТИО можно выделить сле- дующие этапы: 1. Ориентация. Этап подготовки участников игры и экспертов. Учитель предлагает режим работы, разрабатывает вместе со школьниками главные цели и задачи занятия, формулирует учебную проблему. Далее он дает характеристи- ку имитации и игровых правил, обзор общего хода игры и выдает пакеты мате- риалов. 2. Подготовка к проведению. Это этап изучения ситуации, инструкций, ус- тановок и других материалов. Учитель излагает сценарий, останавливается на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчета оч- ков (составляется табло игры). Учащиеся собирают дополнительную информа- цию, консультируются с учителем, обсуждают между собой содержание и про- цесс игры. 3. Проведение игры. Этот этап включает собственно процесс игры. С мо- мента начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они отклоняются от главной цели игры. Учитель, начав игру, не должен без необходимости прини- мать в ней участие. Его задачи заключаются в том, чтобы следить за игровыми действиями, результатами, подсчетом очков, разъяснять неясности и оказывать по просьбе участников помощь в их работе. 4. Обсуждение игры. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого выступают эксперты, участники обмениваются мнениями, защищают свои позиции и решения, делают выводы, делятся впечатлениями, рассказывают о возникавших по ходу игры трудностях, идеях, приходивших в голову. Применение ТИО позволяет учителю соединить деятельность каждого школьника (возникает целая система взаимодействий: учитель - учащийся, учи- тель - класс, учащийся - класс, учащийся - учащийся, группа - группа), связать его учебную деятельность и межличностное познавательное общение. Мотивационная сторона процесса обучения обслуживается концепцией и технологией мотивационного обеспечения учебного процесса. Эти вопросы мы подробно рассмотрели в предыдущем пособии (см. соответствующую главу Педагогика индивидуальности) (2). 14
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- …
- следующая ›
- последняя »