Общая педагогика - 15 стр.

UptoLike

Составители: 

13
ному изложению того же материала в двух темах (“Сложение и вычитание”,
Умножение и деление”).
Основу технологии УДЕ составляет так называемое многокомпонентное
задание, образующееся из нескольких логически разнородных, но психологиче-
ски состыкованных в некую целостность частей, например:
а) решение обычнойготовойзадачи;
б) составление обратной задачи и ее решение;
в) составление
аналогичной задачи по данной формуле или уравнению и ее
решение;
г) составление задачи по некоторым элементам, общим с исходной задачей;
д) решение или составление задачи, обобщенной по тем или иным парамет-
рам исходной задачи.
Разумеется, вначале в укрупненное упражнение могут войти лишь некото-
рые из указанных вариаций. Главное же заключается в
том, чтобы все составные
части по возможности были выполнены в указанной последовательности на од-
ном занятии. Акцент на необходимость пространственного и временного со-
вмещения элементов укрупненного знания имеет психологическую причину:
согласно современным научным данным, всякая информация, воспринятая чело-
веком, циркулирует в так называемой оперативной памяти в течение 15-20 мин,
после чего
уходит на хранение в долговременную память. Фаза оперативной
памяти наиболее оптимальна для всевозможных перекодировок информации,
для преобразования знаний.
Поэтому так важны технологические детали, чтобы прямая и обратная за-
дачи записывались и решались в двух параллельных колонках, чтобы доказа-
тельства взаимообратных задач, теорем проводились на одном уроке, чтобы вы-
членение признаков тут
же сопровождалось их сличением, чтобы словесное
мышление сочеталось с символическим и т.д. Укрупнение знаний должно про-
исходить прежде всего на уроке.
Зачем нужна такая технология? Каковы должны быть цели ее применения?
Она нужна для того, чтобы человек за меньшее, чем прежде, время овладел
большим объемом основательных и действенных знаний.
Для этого технология
УДЕ использует скрытые резервы мышления, существенно повышающие ре-
зультативность процесса обучения.
Концепция и технология интерактивного обучения основаны на явле-
нии интеракции ( от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на дру-
га). В процессе обучения происходит межличностное познавательное общение и
взаимодействие всех его субъектов. Развитие индивидуальности каждого
школьника и воспитание
его личности происходит в ситуациях общения и взаи-
модействия людей друг с другом. Адекватной, с точки зрения сторонников этой
концепции, и наиболее часто применяемой моделью таких ситуаций является
учебная игра. М.В. Клариным, Ю.С. Тюнниковым и др. изучены образователь-
ные возможности игры, применяемой в процессе обучения: игры предоставляют
педагогу возможности
, связанные с воспроизведением результатов обучения
(знаний, умений и навыков), их применением, отработкой и тренировкой, уче-
ному изложению того же материала в двух темах (“Сложение и вычитание”,
“Умножение и деление”).
      Основу технологии УДЕ составляет так называемое многокомпонентное
задание, образующееся из нескольких логически разнородных, но психологиче-
ски состыкованных в некую целостность частей, например:
      а) решение обычной “готовой” задачи;
      б) составление обратной задачи и ее решение;
      в) составление аналогичной задачи по данной формуле или уравнению и ее
решение;
      г) составление задачи по некоторым элементам, общим с исходной задачей;
      д) решение или составление задачи, обобщенной по тем или иным парамет-
рам исходной задачи.
      Разумеется, вначале в укрупненное упражнение могут войти лишь некото-
рые из указанных вариаций. Главное же заключается в том, чтобы все составные
части по возможности были выполнены в указанной последовательности на од-
ном занятии. Акцент на необходимость пространственного и временного со-
вмещения элементов укрупненного знания имеет психологическую причину:
согласно современным научным данным, всякая информация, воспринятая чело-
веком, циркулирует в так называемой оперативной памяти в течение 15-20 мин,
после чего “уходит” на хранение в долговременную память. Фаза оперативной
памяти наиболее оптимальна для всевозможных перекодировок информации,
для преобразования знаний.
      Поэтому так важны технологические детали, чтобы прямая и обратная за-
дачи записывались и решались в двух параллельных колонках, чтобы доказа-
тельства взаимообратных задач, теорем проводились на одном уроке, чтобы вы-
членение признаков тут же сопровождалось их сличением, чтобы словесное
мышление сочеталось с символическим и т.д. Укрупнение знаний должно про-
исходить прежде всего на уроке.
      Зачем нужна такая технология? Каковы должны быть цели ее применения?
Она нужна для того, чтобы человек за меньшее, чем прежде, время овладел
большим объемом основательных и действенных знаний. Для этого технология
УДЕ использует скрытые резервы мышления, существенно повышающие ре-
зультативность процесса обучения.
      Концепция и технология интерактивного обучения основаны на явле-
нии интеракции ( от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на дру-
га). В процессе обучения происходит межличностное познавательное общение и
взаимодействие всех его субъектов. Развитие индивидуальности каждого
школьника и воспитание его личности происходит в ситуациях общения и взаи-
модействия людей друг с другом. Адекватной, с точки зрения сторонников этой
концепции, и наиболее часто применяемой моделью таких ситуаций является
учебная игра. М.В. Клариным, Ю.С. Тюнниковым и др. изучены образователь-
ные возможности игры, применяемой в процессе обучения: игры предоставляют
педагогу возможности, связанные с воспроизведением результатов обучения
(знаний, умений и навыков), их применением, отработкой и тренировкой, уче-

                                                                             13