Музееведение. Гужова Л.Г - 71 стр.

UptoLike

71
К комплексными музеями относятся экомузеи. Это средовые музеи,
нацеленные на решение насущных социальных, экономических, культур-
ных проблем местного сообщества на основе его активного включения в
работу по сохранению и использованию всех видов своего наследия. В
практике отечественного музееведения понятию «экомузей» наиболее
близки «музеи-заповедники».
Первые экомузеи создавались во Франции на
базе региональных при-
родных парков (авторы проектов Ж.-А. Ривьер и Ю. Де Варин). В 1971 г.
на огромной территории (500 тыс. квадратных километров) был создан
рассредоточенный музей с центром в фабрично-заводском городе Ле-
Крезо (среди музейных объектовзамок промышленников Шнейдеров,
угольная шахта, средневековый монастырь, школа, канал и тому подоб-
ное).
В нашей стране крупных экомузейных учреждений не было создано.
Ближе всего к этому типу казались небольшие этномузеи Сибириживые
музеи народной культуры коренных малочисленных народов»).
К комплексным музеям можно отнести и большую часть мемориаль-
ных музеев. Как и краеведческие они не являются профильными группа-
ми, выделены в отдельную группу не по
связи с определенной отраслью, а
в связи с общими особенностями документирования.
Мемориальные музеи документируют жизнь и деятельность пред-
ставителей всех сфер человеческой жизни. Создаются с целью увековечи-
вания памяти о выдающихся людях и представлены практически во всех
профильных группах.
Первые такие музеи появились в XVIII в. в связи с желанием увекове-
чить память Петра I – «Императорский кабинет», основанный в 1729 г. в
составе Петербургской Кунсткамеры.
Среди современных мемориальных музеев преобладают такие виды,
как музеи-мастерские, музеи-квартиры, дома-музеи, музеи-усадьбы. В по-
следние десятилетия ХХ в. в связи с тенденцией к комплексному сохране-
нию среды многие мемориальные музеи стали многопрофильными и полу-
чили
статус музеев-заповедников.
Профиль мемориального музея определяется сферой деятельности,
в которой проявила себя меморируемая личность. В России наиболее мно-
гочисленны мемориальные музеи литературного профиля, что определяет-
ся нашим особым отношением к литературе. Представительны группы ме-
мориальных художественных музеев (мемориальный музей-заповедник
     К комплексными музеями относятся экомузеи. Это средовые музеи,
нацеленные на решение насущных социальных, экономических, культур-
ных проблем местного сообщества на основе его активного включения в
работу по сохранению и использованию всех видов своего наследия. В
практике отечественного музееведения понятию «экомузей» наиболее
близки «музеи-заповедники».
     Первые экомузеи создавались во Франции на базе региональных при-
родных парков (авторы проектов Ж.-А. Ривьер и Ю. Де Варин). В 1971 г.
на огромной территории (500 тыс. квадратных километров) был создан
рассредоточенный музей с центром в фабрично-заводском городе Ле-
Крезо (среди музейных объектов – замок промышленников Шнейдеров,
угольная шахта, средневековый монастырь, школа, канал и тому подоб-
ное).
     В нашей стране крупных экомузейных учреждений не было создано.
Ближе всего к этому типу казались небольшие этномузеи Сибири («живые
музеи народной культуры коренных малочисленных народов»).
     К комплексным музеям можно отнести и большую часть мемориаль-
ных музеев. Как и краеведческие они не являются профильными группа-
ми, выделены в отдельную группу не по связи с определенной отраслью, а
в связи с общими особенностями документирования.
     Мемориальные музеи документируют жизнь и деятельность пред-
ставителей всех сфер человеческой жизни. Создаются с целью увековечи-
вания памяти о выдающихся людях и представлены практически во всех
профильных группах.
     Первые такие музеи появились в XVIII в. в связи с желанием увекове-
чить память Петра I – «Императорский кабинет», основанный в 1729 г. в
составе Петербургской Кунсткамеры.
     Среди современных мемориальных музеев преобладают такие виды,
как музеи-мастерские, музеи-квартиры, дома-музеи, музеи-усадьбы. В по-
следние десятилетия ХХ в. в связи с тенденцией к комплексному сохране-
нию среды многие мемориальные музеи стали многопрофильными и полу-
чили статус музеев-заповедников.
     Профиль мемориального музея определяется сферой деятельности,
в которой проявила себя меморируемая личность. В России наиболее мно-
гочисленны мемориальные музеи литературного профиля, что определяет-
ся нашим особым отношением к литературе. Представительны группы ме-
мориальных художественных музеев (мемориальный музей-заповедник
                                     71