ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
государственных центров и тому подобное. Будущее Московское государство
длительное время вызревало в составе Золотой Орды. Борьба за национальную
независимость сопровождалась полным заимствованием монгольского деспотизма.
Монах Филофей выдвинул идею о Москве как о «третьем Риме». Иосиф Волоцкий
добивался сакрализации царской власти. Иван IV в переписке с Курбским
сформулировал основные идеи московского самодержавия: государство должно
управляться не многими, а одним человеком; все люди есть холопы государя; государь
имеет абсолютную власть над своими холопами. Это типичный восточный деспотизм.
В переписке с Курбским Иван Грозный показывает себя демагогом-виртуозом. Царь
присваивает себе право единолично трактовать христианство, объявлять неугодных
еретиками и казнить.
Становление самодержавия неизбежно вело к ликвидации боярства.
Скопившееся возле царя, оно оказалось прикрепленным к Московскому двору вечно
обязательной службой. Лишенные своей земли, бояре превратились их вольных
контрагентов удельного князя в политических подданных московского государя
10
.
Теперь из Московского царства стало некуда уйти, не совершая незаконного побега.
Уже Иван IV выставил заставы на литовских и немецких рубежах для поимки беглых
людей. Утверждение деспотизма Ивана IV было особо кровавым. Главная цель
опричнины состояла в сокрушении боярства, в замене его более мелкими служилыми
людьми. Наследуемые владения - вотчины, как правило, разорялись, раздавались
новым слугам царя как поместья. Борьба царя с боярами привела к общему разорению
страны. Грозный грабил Новгород, выселял тысячи людей, но не мог защитить
Москву от крымского хана.
Боярство XVI в. является какой-то аристократией без вкуса к власти, без умения
или охоты влиять на общество, знатью, которую больше занимали взаимные счеты и
ссоры ее членов, чем отношения к государю и народу, как ее литературным
представителям лучше давались политические пророчества, чем политические
планы
11
. В официальных документах бояре звались «государевы холопы». До
опричнины бояре не думали о какой-либо угрозе сверху. Они не предполагали, что их
отодвинут от управления и уровняют с «худородными» людьми. В начале XVII в.
бояре пытались устранить недостатки политической системы, установленной первыми
царями. Царей избирал народ, они подписывали договоры с боярами, возрождались
земские соборы. Впервые общество объединилось для освобождения страны и
установления власти. Избрание в 1613 г. М.Романова - выдающийся факт
отечественной истории. Однако боярство и другие классы общества оказались
слишком слабыми и неопытными чтобы ограничить власть Романовых. Земские
соборы тихо сошли со сцены. Монархический порядок остался незыблем.
Укрепившаяся царская власть усиливает давление на служилых людей, прежде
всего на дворянство. Дворянин обязан был служить с 15 лет. Власть поощряла
поместное и ограничивала вотчинное землевладение. Дворяне не были
полноправными собственниками. Русские дворяне менее всего похожи на западно-
европейское рыцарство. Их секли, подвергали опале, могли казнить даже за умысел.
Установление самодержавия существенно упростило классовую структуру.
10
Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Т.6.С.307.
11
Там же.С.293.
11
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- …
- следующая ›
- последняя »