Традиционное общество России (IX - XVII вв.). Гузарова Н.И - 62 стр.

UptoLike

Рубрика: 

своим детям, служить детям и внукам нашего деда. А ты все это забыл, собачьей
изменой нарушив крестное целование, присоединился к врагам христианства...
Вы ведь еще со времени моей юности, подобно бесам, благочестие нарушали и
державу, данную мне от бога и от моих прародителей, под свою власть захватили.
А о безбожных народах что и говорить! Там ведь у них цари своими царствами
не владеют, а как им укажут их подданные, так и управляют. Русские же самодержцы
изначала сами владеют своим государством, а не их бояре и вельможи! И этого в своей
озлобленности не смог ты понять, считая благочестием, чтобы самодержавие подпало
под власть всем известного попа и под ваше злодейское управление.
Неужели ты, по своему безумному разуму, полагаешь, что царь всегда должен
действовать одинаково, независимо от времени и обстоятельств? Вспомни
величайшего из царей, Константина: так он, ради царства, сына своего, им же
рожденного, убил! И князь Федор Ростиславич, прародитель ваш, сколько крови
пролил в Смоленске во время пасхи! А ведь они причислены к святым. ... Ибо всегда
царям следует быть осмотрительными: иногда кроткими, иногда жестокими, добрым
же – милосердие икроткость, злым же – жестокость и муки, если же нет этого, то он не
царь. Царь страшен не для дел благих, а для зла. Хочешь не бояться власти, так делай
добро; а если делаешь зло бойся, ибо царь не напрасно мечь носит для устрашения
злодеев и ободрения добродетельных.
...Так было в пришествие Христово; ты же кем послан? И кто тебя сделал
архиреем и позволил принять на себя учительский сан?
Неужели это свет – когда поп и лукавые рабы правят, царь же – только по имени
и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба? И неужели это тьма – когда царь
управляет ивладеет царством, а рабы выполняют приказания? Зачем же и
самодержцем называется, если сам не управляет? Апостол Павел писал галатам:
«Наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба; он подчинен управителям
и наставникам до срока, отцом назначенного». Мы же, слава богу, дошли до возраста,
отцом назначенного, и нам не подобает слушаться управителей и наставников.
Посмотри на все это и подумай, какое управление бывает при многоначалии и
многовластии, ибо там цари были послушны епархам и вельможам, и как погибли эти
страны! Это ли нам посоветуешь, чтобы к такой же гибели прийти? ... Так же не
приемлимо и ваше желание править теми городами и областями, где вы находитесь.
Ты сам своими бесчестными очами видел, какое разорение было на Руси, когда в
каждом городе были свои начальники и правители, и потому можешь понять, что это
такое. Пророк говорил об этом: «Горе мужу, которым управляет жена, горе городу,
которым управляют многие!» Разве ты не видишь, что власть многих подобна
женскому разумению? Если же не будет единовластия, то даже если и будут людишки
крепки, и храбры, и разумны, но все равно уподобятся неразумным женщинам, если не
подчиняться единой власти. Ибо так же как женщина не способна остановиться на
одном жедании – то решит одно, то другое так и при правлении многих – один захочет
одного, другой другого. Вот почему желания и замыслы разных людей подобны
женскому неразумию.
А жаловать своих холопов мы всегда были вольны, вольны были и казнить.
...Кровью же никакой мы церковных порогов не обагряли; мучеников за веру у нас
62