Традиционное общество России (IX - XVII вв.). Гузарова Н.И - 61 стр.

UptoLike

Рубрика: 

Это истинно православного христианского самодержавия, многою властию
обладающего, повеление и наш христианский смиренный ответ бывшему прежде
истинного православного христианства и нашего самодержавия боярину, и советнику,
и воеводе, ныне же отступнику от честного и животворящего креста господня и
губителю христиан, и примкнувшему к врагам христианства, отступившему от
поклонения божественным иконам, и поправшему все священные установления, и
святые храмы разорившему, осквернившему и поправшему священные сосуды и
образы, подобно Исавру, Гноетезному и Армянину, их всех в себесоединившему
князю Андрею Михайловичу Курбскому, изменнечески пожелавшему стать
Ярославским князем, -- да будет ведомо.
...Или мнишь, окаянный, что убережешься? Нет уж! Если тебе придется вместе с
ними воевать, тогда придется тебе и церкви разорять, и иконы попирать, и христиан
убивать; если где и руками не дерзнешь, то там много зла принесешь и смертоносным
ядом своего умысла.
Представь же себе, как во время военного нашествия конские копыта попирают
и давят нежные тела младенцев! Когда же зима наступает, еще больше жестокостей
совершается. И разве твой злобесный собачий умысел изменить не похож на злое
неистовство Ирода, явившегося убийцей младенцев? Это ли считаешь благочестием
совершать такие злодейства? Если же ты возразишь, что мы тоже воюем с
христианами германцами и литовцами, то это совсем не то. Если бы и христиане
были в тех странах, то ведь мы воюем по обычаям своих прародителей, как и прежде
многократно бывало; но сейчас, как нам известно, в этих странах нет христиан, кроме
мелких церковных служителей и тайных рабов господних.
Могут же догадаться находящиеся возле тебя и способные к размышлению, что
в тебе злобесный яд: ты бежал не от смерти, а ради славы в этой кратковременной и
скоротекущей жизни и богатства ради. Если же ты, по твоим словам, праведен и
благочестив, то почему же испугался безвинно погибнуть, ибо это не смерть, а
воздаяние? В конце концов все равно умрешь. Если же ты убоялся смертного
приговора по навету, поверив злодейской лжи твоих друзей, слуг сатаны, то это и есть
явный ваш изменнический умысел, как это бывало в прошлом, так и есть ныне.
Почему же ты презрел слова апостола Павла, который вещал: «Всякая душа да
повинуется владыке, власть имеющему; нет власти кроме как от бога: тот кто
противится власти, противится божьему повелению». Воззри на него и вдумайся: кто
противится власти –противится богу; а кто противится богу - тот именуется
отступником, а это наихудший из грехов. А ведь сказано это обо всякой власти, даже о
власти, добытой ценой крови и войн.
Поэтому все божественные писания наставляют в том, что дети не должны
противиться родителям, а рабы господам ни вчем, кроме веры. А если ты, научившись
у отца своего дьявола, всякое лживыми словами своими сплетаешь, будто бы бежал от
меня ради веры, то жив господь бог мой, жива душа моя в этом не только ты, но и
твои единомышленники, бесовские слуги, не смогут нас обвинить.
...Ты же не захлтел сравниться с ним в благочестии: из-за одного какого-то
незначительного гневного слова погубил не только свою душу, но и души своих
предков, -- ибо по божьему изволению бог отдал их души под власть нашему деду,
великому государю, и они, отдав свои души, служили до своей смерти и завещали вам,
61