Философия права. Гырылова В.А. - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

опираться на устойчивые верифицируемые истины. К таковым
относится, например, естественные законы. Познавая их и
действуя в соответствии с ними, человек выполняет свой долг и
обретает свободу. Дж. Остин провозгласил формулу «закон есть
закон». Главная цельочищение права от морали, психологии,
политики. Право должно опираться на систему юридических
принципов и норм, строго определяющих обязанности и
последствия за их несоблюдение. Он утверждает: «Всякое право
есть команда, приказ».
Иррационализм предлагал иной подход к пониманию
права. А. Шопенгауэр рассматривает три подвида свободы:
физический, интеллектуальный и моральный. В рамках
последнего возникают вина и ответственность. Они
характеризуют наличие моральной воли. Если преступление
совершено в состоянии безумия, опьянения, оно ненаказуемо, т.к.
человек, его совершивший, был интеллектуально несвободен.
Ницше развивает учение о воле к власти. Он утверждает, что
справедливость основана на естественном неравенстве: раса
господ стоит выше расы народа, толпы. Право сильного
естественное право.
Особенностью философско-правовой мысли ХХ века
является плюрализм, который был обусловлен многообразием
противоречивых событий, социально-политических процессов,
формированием новой неклассической парадигмы мышления и
сознания. Важной чертой современной философии права
является особое внимание к личности, ее правам. Многие
направления философии права своей первостепенной задачей
видят морально-этическое и философско-правовое обоснование
прав человека, в первую очередь, неприкосновенности
человеческой жизни. Ведущей для философии права ХХ века
является концепция справедливости, которая утверждается в
качестве главной правовой ценности и высшего принципа
человеческого бытия (Ю. Хабермас, Дж. Роулз, Р. Дворкин и др.).
Обострилась полемика между юридическим позитивизмом
и учением о природном праве. С одной стороны, это повлекло за
собой пересмотр традиционных представлений позитивизма и его
трансформацию в неопозитивизм. Основной принцип
позитивизма, признающий единственным источником права
государственную волю, сохранился. Однако в рамках общего
процесса гуманизации этот принцип смягчается: от понимания
права как «приказа, команды», к праву как «полномочие» и
«признание». Теория приказов Дж. Остина, «чистая теория
права» Г. Кельзена, аналитическая теория Г. Харта.
Другим следствием критики позитивизма стало
возрождение и обновление теории естественного права, усиление
оценочных и объясняющих подходов к правовым явлениям.
Важнейшие положения естественно-правовых концепций: права
человека определяют права власти; существуют высшие нормы и
принципы, независимые от государства; источником права
является природа человеческого духа; содержание законов
должно оцениваться с точки зрения естественного, должного
права. Панорама возрожденного естественного права
представлена множеством концепций, среди которых
важнейшими являются: неокантианствоГ. Радбрух, Р.
Штаммлер; неогегельянствоЭ. Шпрангер, Б. Кроче; англо-
американская философско-правовая мысльЛ.-Л. Фуллер, Дж.
Роулз, Р. Дворкин.
Особое место занимают концепции естественного права
интерсубъективного направления. Основываясь на принципе
интерсубъективности, они пытаются преодолеть
противопоставление субъекта и объекта, сознания и бытия. Мир
предстает как единое целое, как результат взаимодействия
внутреннего и внешнего опыта права, результат встречи двух и
более субъектов. К ним относятся: 1) феноменологические
концепции права: концепция «природы вещей» (Г. Коинг,
Г. Радбрух), концепция эйдоса (Э. Гартман, П. Амселек),
философия ценностей (Х. Хубман); 2) правовой экзистенциализм:
М. Мюллер, Э. Фехнер, В. Майхофер); 3) правовая герменевтика
(П. Рикер); 4) коммуникативная философия (К.-О. Апель,
Ю. Хабермас).
План семинарского занятия
1. Основные черты философии права ХХ века.
2. Неопозитивизм.
3. Современные естественно-правовые концепции.
4. Интерсубъективизм в философии права:
опираться на устойчивые верифицируемые истины. К таковым          государственную волю, сохранился. Однако в рамках общего
относится, например, естественные законы. Познавая их и           процесса гуманизации этот принцип смягчается: от понимания
действуя в соответствии с ними, человек выполняет свой долг и     права как «приказа, команды», к праву как «полномочие» и
обретает свободу. Дж. Остин провозгласил формулу «закон есть      «признание». Теория приказов Дж. Остина, «чистая теория
закон». Главная цель – очищение права от морали, психологии,      права» Г. Кельзена, аналитическая теория Г. Харта.
политики. Право должно опираться на систему юридических                  Другим следствием        критики позитивизма стало
принципов и норм, строго определяющих обязанности и               возрождение и обновление теории естественного права, усиление
последствия за их несоблюдение. Он утверждает: «Всякое право      оценочных и объясняющих подходов к правовым явлениям.
есть команда, приказ».                                            Важнейшие положения естественно-правовых концепций: права
       Иррационализм предлагал иной подход к пониманию            человека определяют права власти; существуют высшие нормы и
права. А. Шопенгауэр рассматривает три подвида свободы:           принципы, независимые от государства; источником права
физический, интеллектуальный и моральный. В рамках                является природа человеческого духа; содержание законов
последнего возникают вина и ответственность. Они                  должно оцениваться с точки зрения естественного, должного
характеризуют наличие моральной воли. Если преступление           права. Панорама        возрожденного    естественного     права
совершено в состоянии безумия, опьянения, оно ненаказуемо, т.к.   представлена    множеством      концепций,     среди   которых
человек, его совершивший, был интеллектуально несвободен.         важнейшими являются: неокантианство – Г. Радбрух, Р.
Ницше развивает учение о воле к власти. Он утверждает, что        Штаммлер; неогегельянство – Э. Шпрангер, Б. Кроче; англо-
справедливость основана на естественном неравенстве: раса         американская философско-правовая мысль – Л.-Л. Фуллер, Дж.
господ стоит выше расы народа, толпы. Право сильного –            Роулз, Р. Дворкин.
естественное право.                                                      Особое место занимают концепции естественного права
       Особенностью философско-правовой мысли ХХ века             интерсубъективного направления. Основываясь на принципе
является плюрализм, который был обусловлен многообразием          интерсубъективности,        они      пытаются        преодолеть
противоречивых событий, социально-политических процессов,         противопоставление субъекта и объекта, сознания и бытия. Мир
формированием новой неклассической парадигмы мышления и           предстает как единое целое, как результат взаимодействия
сознания. Важной чертой современной философии права               внутреннего и внешнего опыта права, результат встречи двух и
является особое внимание к личности, ее правам. Многие            более субъектов. К ним относятся: 1) феноменологические
направления философии права своей первостепенной задачей          концепции права: концепция «природы вещей» (Г. Коинг,
видят морально-этическое и философско-правовое обоснование        Г. Радбрух), концепция эйдоса (Э. Гартман, П. Амселек),
прав человека, в первую очередь, неприкосновенности               философия ценностей (Х. Хубман); 2) правовой экзистенциализм:
человеческой жизни. Ведущей для философии права ХХ века           М. Мюллер, Э. Фехнер, В. Майхофер); 3) правовая герменевтика
является концепция справедливости, которая утверждается в         (П. Рикер); 4) коммуникативная философия (К.-О. Апель,
качестве главной правовой ценности и высшего принципа             Ю. Хабермас).
человеческого бытия (Ю. Хабермас, Дж. Роулз, Р. Дворкин и др.).
       Обострилась полемика между юридическим позитивизмом                           План семинарского занятия
и учением о природном праве. С одной стороны, это повлекло за            1.   Основные черты философии права ХХ века.
собой пересмотр традиционных представлений позитивизма и его             2.   Неопозитивизм.
трансформацию      в   неопозитивизм.    Основной     принцип            3.   Современные естественно-правовые концепции.
позитивизма, признающий единственным источником права                    4.   Интерсубъективизм в философии права: