Философия права. Гырылова В.А. - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

оценить свои и чужие поступки с точки зрения справедливости и
законности. На ступени нравственности достигается единство
правового содержания и морального убеждения, которое
выражается в способности к правотворчеству, участию в
деятельности гражданского общества и государства. Своей
высшей формы это единство достигает в государстве. В нем
человеческая воля и ее свобода проявляются в полной мере.
Государство есть абсолютная целостность, стоящая выше
свободы личности, народа, общества. Ему отводится важная роль
в реализации справедливости.
План семинарского занятия
1. Развитие естественно-правовой концепции в Новое время (Г.
Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк). Теория «общественного договора».
2. Философско-правовые идеи Просвещения (Ш. Монтескье, Ж.-
Ж. Руссо, К. Гельвеций, П. Гольбах).
3. Кант о праве, видах и функциях права. Идея правового
государства.
4. Гегель о праве как развитии объективного духа. Концепция
гражданского общества.
Вопросы для СРС
1. Каковы экономические и социально-политические
предпосылки изменения правовой реальности Нового времени?
2. Объясните следующие понятия «юридическое
мировоззрение», «естественное право», «общественный
договор».
3. Дайте сравнительный анализ концепций
общественного договора Дж. Локка и Т. Гоббса.
4. Какой вклад внесли просветители в развитие
философско-правовых идей?
5. Как соотносятся, по Канту, право и мораль?
6. Что есть право по Канту? В чем проявляется
гуманистический пафос философско-правовых воззрений Канта?
7. Что есть право по Гегелю? Какие этапы оно проходит
в своем развитии?
Темы рефератов
1. Т. Гоббс о естественных законах, естественном праве
и государстве.
2. Б. Спиноза о пределах права государства.
3. Дж. Локк и Ж.-Ж. Руссо об общественном договоре.
4. Ж.-Ж. Руссо: концепция «народного суверенитета».
5. Концепция «просвещенного монарха» Вольтера.
6. Правовой натурализм Ш. Монтескье.
7. И. Кант о сущности правового императива и видах
права.
8. Гегель о сущности права и ступенях его развития.
Рекомендуемая литература
История философии: ЗападРоссияВосток. – Часть 2, 3. – М.,
1999.
Мотрошилова Н.В. Генезис и развитие философских идей
историко-философские очерки и портреты. - М.: Политиздат,
1991.
Скирбек Г., Гилье Н. История философии. – М.: Владос, 2000.
Тест-задание
1. Гоббс характеризует естественное, «догосударственное»
состояние» как:
А) «война всех против всех»
Б) «золотой век» изобилия и благополучия
В) гражданский мир
2. В эпоху Просвещения широкое распространение получают
идеи:
А) консерватизма
Б) либерализма
В) социализма
3. Основатель исторической школы права:
А) Ф. Бэкон
Б) Т. Гоббс
В) Г. Гроций
4. Представители школы естественного права опровергают:
А) теологический характер права
оценить свои и чужие поступки с точки зрения справедливости и                          Темы рефератов
законности. На ступени нравственности достигается единство             1. Т. Гоббс о естественных законах, естественном праве
правового содержания и       морального убеждения, которое      и государстве.
выражается в способности к правотворчеству, участию в                  2. Б. Спиноза о пределах права государства.
деятельности гражданского общества и государства. Своей                3. Дж. Локк и Ж.-Ж. Руссо об общественном договоре.
высшей формы это единство достигает в государстве. В нем               4. Ж.-Ж. Руссо: концепция «народного суверенитета».
человеческая воля и ее свобода проявляются в полной мере.              5. Концепция «просвещенного монарха» Вольтера.
Государство есть абсолютная      целостность, стоящая выше             6. Правовой натурализм Ш. Монтескье.
свободы личности, народа, общества. Ему отводится важная роль          7. И. Кант о сущности правового императива и видах
в реализации справедливости.                                    права.
                                                                       8. Гегель о сущности права и ступенях его развития.

                   План семинарского занятия
1. Развитие естественно-правовой концепции в Новое время (Г.                       Рекомендуемая литература
Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк). Теория «общественного договора».   История философии: Запад – Россия – Восток. – Часть 2, 3. – М.,
2. Философско-правовые идеи Просвещения (Ш. Монтескье, Ж.-      1999.
Ж. Руссо, К. Гельвеций, П. Гольбах).                            Мотрошилова Н.В. Генезис и развитие философских идей
3. Кант о праве, видах и функциях права. Идея правового         историко-философские очерки и портреты. - М.: Политиздат,
государства.                                                    1991.
4. Гегель о праве как развитии объективного духа. Концепция     Скирбек Г., Гилье Н. История философии. – М.: Владос, 2000.
гражданского общества.
                                                                                             Тест-задание
                      Вопросы для СРС                           1. Гоббс характеризует естественное, «догосударственное»
       1. Каковы экономические и социально-политические         состояние» как:
предпосылки изменения правовой реальности Нового времени?       А) «война всех против всех»
       2. Объясните следующие понятия «юридическое              Б) «золотой век» изобилия и благополучия
мировоззрение»,    «естественное   право»,     «общественный    В) гражданский мир
договор».                                                       2. В эпоху Просвещения широкое распространение получают
       3. Дайте      сравнительный      анализ     концепций    идеи:
общественного договора Дж. Локка и Т. Гоббса.                   А) консерватизма
       4. Какой вклад внесли просветители в развитие            Б) либерализма
философско-правовых идей?                                       В) социализма
       5. Как соотносятся, по Канту, право и мораль?            3. Основатель исторической школы права:
       6. Что есть право по Канту? В чем проявляется            А) Ф. Бэкон
гуманистический пафос философско-правовых воззрений Канта?      Б) Т. Гоббс
       7. Что есть право по Гегелю? Какие этапы оно проходит    В) Г. Гроций
в своем развитии?                                               4. Представители школы естественного права опровергают:
                                                                А) теологический характер права