Философия права. Гырылова В.А. - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Ф. Бэкон считает, что цель правасчастье граждан, достижение
которого зависит от качества законов.
Фундаментальный характер учение о естественном праве
приобретает в теории Т. Гоббса. По Гоббсу, естественное
состояние «войны всех против всех» сменяется гражданским
состоянием мира и безопасности. Это было возможным
благодаря наличию естественных законов, вытекающих из
разумной природы человека (всего их 19). Главным естественным
законом является поиск мира и следование ему, запрет делать то,
что пагубно жизни человека. Гарантировать соблюдение этих
законов может только государство, возникшее в результате
общественного договора. Источником человеческих законов
выступает суверен, в лице которого государство сосредоточило
значительную власть над подданными. Государство, издавая
законы, создает причину справедливости и принуждает
следовать ей. Все люди признавались равными между собой, но
бесправными по отношению к суверену, государству,
провозглашалась абсолютная власть монарха, а также
недопустимость его свержения и «изменения условий договора».
Дж. Локк идеи естественного права и договорного
происхождения государства развивает в духе либерализма.
Краеугольными камнями его учения являются принцип
неотчуждаемости прав и свобод личности, принцип разделения
власти и правовой организации государственной власти. Если у
Гоббса целью закона является ограничение свободы, то у Локка
закон сохраняет и расширяет свободу.
В эпоху Просвещения развиваются идея
представительской власти и суверенитета народа и идея
суверенной личности. Философия права представлена в этот
период главным образом в трудах Ш. Монтескье и Ж.-Ж. Руссо.
Так, Ж.-Ж. Руссо пересматривает теорию общественного
договора с эгалитарных позиций, провозгласив в качестве
важнейших принципов идею народного суверенитета и идею
верховенства власти народа. Гарантией социальной
справедливости, свободы, равноправия выступает, по мнению
Руссо, разумное законодательство, основанное на общей воле
народа.
Огромное влияние на развитие философии права оказали
представители немецкой классической философии. Их
концепции, в которых глубоко проработаны проблемы права,
государства, закона, считаются классикой философии права и
выступают ее общетеоретической основой как научной
дисциплины.
Философско-правовые воззрения И. Канта носят ярко
выраженный гуманистический характер. В основе его
рассуждений лежат принцип личности, или принцип
субъективности и идея категорического императива. Человек
рассматривается как высшая ценность, цель сама по себе. Право
человека священно, государство обязано защищать его. По сути,
право и мораль имеют одни и те же принципы, но разные сферы
действия: мораль есть сфера внутренних мотивов, право
область практических действий. Опираясь на идею
категорического императива, Кант смог обосновать обязательный
повелительный характер естественно-правовых норм для
правосознания. Право, по Канту, есть совокупность условий,
ограничивающих произвол одного человека по отношению к
другому посредством общего закона свободы. Смысл и
назначение права состоит в том, чтобы ввести свободу и
произвол индивидов в разумные и общезначимые рамки. В
трудах Канта философия права впервые рассматривается как
область метафизики.
Вслед за Кантом Гегель утверждает, что истоки права
находятся не во внешнем мире, а в человеческом сознании
(принцип субъективности). Философия права как наука о свободе
составляет в его системе один из разделов философии
объективного духа. Право существует в трех ипостасях: идея
права, которая проявляется как свобода воли; особое право - как
конкретные права субъектов: личности, семьи, государства;
позитивное правокак закон. Философия права исследует идею
права, которая находится в постоянном развитии. Она проходит
три ступени: абстрактное правоморальнравственность (семья
гражданское обществогосударство). На уровне абстрактного
права свобода проявляется как право владеть собственностью.
Сфера моралиэто сфера долженствования. Благодаря
моральной свободе человек может сделать свободный выбор, он
Ф. Бэкон считает, что цель права – счастье граждан, достижение           Огромное влияние на развитие философии права оказали
которого зависит от качества законов.                             представители немецкой классической философии. Их
       Фундаментальный характер учение о естественном праве       концепции, в которых глубоко проработаны проблемы права,
приобретает в теории Т. Гоббса. По Гоббсу, естественное           государства, закона, считаются классикой философии права и
состояние «войны всех против всех» сменяется гражданским          выступают ее общетеоретической основой как научной
состоянием мира и безопасности. Это было возможным                дисциплины.
благодаря наличию естественных законов, вытекающих из                     Философско-правовые воззрения И. Канта носят ярко
разумной природы человека (всего их 19). Главным естественным     выраженный гуманистический характер. В основе его
законом является поиск мира и следование ему, запрет делать то,   рассуждений лежат принцип личности, или принцип
что пагубно жизни человека. Гарантировать соблюдение этих         субъективности и идея категорического императива. Человек
законов может только государство, возникшее в результате          рассматривается как высшая ценность, цель сама по себе. Право
общественного договора. Источником человеческих законов           человека священно, государство обязано защищать его. По сути,
выступает суверен, в лице которого государство сосредоточило      право и мораль имеют одни и те же принципы, но разные сферы
значительную власть над подданными. Государство, издавая          действия: мораль есть сфера внутренних мотивов, право –
законы, создает     причину     справедливости и принуждает       область    практических    действий.    Опираясь     на   идею
следовать ей. Все люди признавались равными между собой, но       категорического императива, Кант смог обосновать обязательный
бесправными по отношению к суверену, государству,                 повелительный характер естественно-правовых норм для
провозглашалась абсолютная власть монарха, а также                правосознания. Право, по Канту, есть совокупность условий,
недопустимость его свержения и «изменения условий договора».      ограничивающих произвол одного человека по отношению к
       Дж. Локк идеи естественного права и договорного            другому посредством общего закона свободы. Смысл и
происхождения государства развивает в духе либерализма.           назначение права состоит в том, чтобы ввести свободу и
Краеугольными камнями его учения являются принцип                 произвол индивидов в разумные и общезначимые рамки. В
неотчуждаемости прав и свобод личности, принцип разделения        трудах Канта философия права впервые рассматривается как
власти и правовой организации государственной власти. Если у      область метафизики.
Гоббса целью закона является ограничение свободы, то у Локка              Вслед за Кантом Гегель утверждает, что истоки права
закон сохраняет и расширяет свободу.                              находятся не во внешнем мире, а в человеческом сознании
       В     эпоху      Просвещения       развиваются     идея    (принцип субъективности). Философия права как наука о свободе
представительской власти и суверенитета народа и идея             составляет в его системе один из разделов философии
суверенной личности. Философия права представлена в этот          объективного духа. Право существует в трех ипостасях: идея
период главным образом в трудах Ш. Монтескье и Ж.-Ж. Руссо.       права, которая проявляется как свобода воли; особое право - как
Так, Ж.-Ж. Руссо пересматривает теорию общественного              конкретные права субъектов: личности, семьи, государства;
договора с эгалитарных позиций, провозгласив в качестве           позитивное право – как закон. Философия права исследует идею
важнейших принципов идею народного суверенитета и идею            права, которая находится в постоянном развитии. Она проходит
верховенства     власти    народа.    Гарантией     социальной    три ступени: абстрактное право – мораль – нравственность (семья
справедливости, свободы, равноправия выступает, по мнению         – гражданское общество – государство). На уровне абстрактного
Руссо, разумное законодательство, основанное на общей воле        права свобода проявляется как право владеть собственностью.
народа.                                                           Сфера морали – это сфера долженствования. Благодаря
                                                                  моральной свободе человек может сделать свободный выбор, он