ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
В) экзистенциализма
Тема 2.4. Философия права в России.
План лекции
1. Зарождение философии права в России. Ее
особенности и мировоззренческо-методологические основания.
2. Философия права в России XIX –XX веков.
Основные понятия
Всеединство – единство Вселенной, всего сущего –
высший онтологический принцип организации бытия,
означающий взаимопроникновение и, вместе с тем,
взаиморазделенность всех вещей и явлений мира.
Право на достойное существование - естественное
право, предполагающее обеспечение средств к существованию,
достойный отдых, возможность для духовного
совершенствования.
Соборность – единство людей на духовных началах,
прежде всего нравственности и любви к Богу и друг другу.
Русская идея – идея особой судьбы и предназначения
России
Правовой нигилизм – позиция отрицания, непонимания
гуманистического смысла права, вследствие этого – отрицание
роли права как регулятора сосуществования людей.
Краткое содержание
Становление философии права как самостоятельной
отрасли философского знания в России происходит в XVIII в. В
трудах таких мыслителей как Я. Козельский, С. Десницкий,
И. Третьяков, П. Юркевич, Г. Сковорода и др. закладываются ее
основы, формируется ее понятийный аппарат. С самого начала
отечественную философию права отличали стремление к
моральному обоснованию права, религиозно-экзистенциальный
характер идеи «естественного права» и «прав человека».
Период XIX-начало XX вв. ознаменован
распространением либеральных идей. На первый план
выдвигаются идеи абсолютного достоинства личности, свободы,
приоритета права над политикой. Одним из ключевых вопросов
либеральной доктрины являлся вопрос о соотношении права и
морали. Одни, вслед за В.Соловьевым, подчеркивали единство
права и морали, определяя право как минимум нравственности.
На уровне общества выражением справедливости выступает
право - область негативно понятой справедливости, которая
обеспечивает личную свободу и формальное равенство. Право
как справедливость составляет низшую и отрицательную ступень
нравственной добродетели, а высшая и положительная ступень
нравственной добродетели представлена любовью, симпатией.
Однако это не означает принижение права, так как отношения
строятся таким образом, что без исполнения меньшего
(соблюдения юридических законов), нельзя исполнить большего
(соблюдение нравственных законов).
Другие, как например, Б.Чичерин, настаивали на
самостоятельности каждого из этих начал, но даже в этом случае,
право и мораль выступали как взаимообусловленные,
взаимосвязанные феномены. Б. Чичерин категорически
рассматривал право не как низшую ступень нравственности, а как
самостоятельное начало, имеющее собственные корни в
духовной природе человека. Поэтому разница между
нравственностью и правом (по В. Соловьеву, право – минимум
добра) является не количественной, а качественной.
Качественная разница существует между законом «правды» (т. е.
юридической справедливостью) и законом любви. Закон правды
требует воздавать каждому свое, тогда как закон любви
предписывает человеку жертвовать собой во имя ближнего. В
связи с этим он рассматривает право и нравственности как два
типа этики: как «этику справедливости» и как «этику любви».
Таким образом, Б. Чичерин разводит понятия «справедливость» и
«любовь», или «милосердие», на том основании, что
справедливость заключается в воздаянии каждому того, что ему
принадлежит, она основывается на ожидании взаимности, то есть
корыстном побуждении, а милосердие, любовь есть
бескорыстное чувство.
Б. Кистяковский, В.Соловьев, Б.Чичерин, П.Новгородцев
и др. философы, выступая против правового нигилизма, внесли
В) экзистенциализма выдвигаются идеи абсолютного достоинства личности, свободы, приоритета права над политикой. Одним из ключевых вопросов либеральной доктрины являлся вопрос о соотношении права и Тема 2.4. Философия права в России. морали. Одни, вслед за В.Соловьевым, подчеркивали единство права и морали, определяя право как минимум нравственности. План лекции На уровне общества выражением справедливости выступает 1. Зарождение философии права в России. Ее право - область негативно понятой справедливости, которая особенности и мировоззренческо-методологические основания. обеспечивает личную свободу и формальное равенство. Право 2. Философия права в России XIX –XX веков. как справедливость составляет низшую и отрицательную ступень нравственной добродетели, а высшая и положительная ступень Основные понятия нравственной добродетели представлена любовью, симпатией. Всеединство – единство Вселенной, всего сущего – Однако это не означает принижение права, так как отношения высший онтологический принцип организации бытия, строятся таким образом, что без исполнения меньшего означающий взаимопроникновение и, вместе с тем, (соблюдения юридических законов), нельзя исполнить большего взаиморазделенность всех вещей и явлений мира. (соблюдение нравственных законов). Право на достойное существование - естественное Другие, как например, Б.Чичерин, настаивали на право, предполагающее обеспечение средств к существованию, самостоятельности каждого из этих начал, но даже в этом случае, достойный отдых, возможность для духовного право и мораль выступали как взаимообусловленные, совершенствования. взаимосвязанные феномены. Б. Чичерин категорически Соборность – единство людей на духовных началах, рассматривал право не как низшую ступень нравственности, а как прежде всего нравственности и любви к Богу и друг другу. самостоятельное начало, имеющее собственные корни в Русская идея – идея особой судьбы и предназначения духовной природе человека. Поэтому разница между России нравственностью и правом (по В. Соловьеву, право – минимум Правовой нигилизм – позиция отрицания, непонимания добра) является не количественной, а качественной. гуманистического смысла права, вследствие этого – отрицание Качественная разница существует между законом «правды» (т. е. роли права как регулятора сосуществования людей. юридической справедливостью) и законом любви. Закон правды требует воздавать каждому свое, тогда как закон любви Краткое содержание предписывает человеку жертвовать собой во имя ближнего. В Становление философии права как самостоятельной связи с этим он рассматривает право и нравственности как два отрасли философского знания в России происходит в XVIII в. В типа этики: как «этику справедливости» и как «этику любви». трудах таких мыслителей как Я. Козельский, С. Десницкий, Таким образом, Б. Чичерин разводит понятия «справедливость» и И. Третьяков, П. Юркевич, Г. Сковорода и др. закладываются ее «любовь», или «милосердие», на том основании, что основы, формируется ее понятийный аппарат. С самого начала справедливость заключается в воздаянии каждому того, что ему отечественную философию права отличали стремление к принадлежит, она основывается на ожидании взаимности, то есть моральному обоснованию права, религиозно-экзистенциальный корыстном побуждении, а милосердие, любовь есть характер идеи «естественного права» и «прав человека». бескорыстное чувство. Период XIX-начало XX вв. ознаменован Б. Кистяковский, В.Соловьев, Б.Чичерин, П.Новгородцев распространением либеральных идей. На первый план и др. философы, выступая против правового нигилизма, внесли
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- …
- следующая ›
- последняя »