Философия права. Гырылова В.А. - 14 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

огромный вклад в процесс реабилитации права и возрождения
философско-правовой мысли в России и гуманизации права.
Опираясь на естественно-правовую доктрину, они определили
исходные положения концепции справедливости и права:
признание природной неповторимости, уникальности людей;
признание за каждым человеком безусловного духовного
достоинства; принцип соразмерности, который может быть
положен в основу распределительных отношений по поводу прав,
обязанностей и ответственности. В русской философии права в
основу понимания права, справедливости, их отношения с
равенством, свободой были положены такие
системообразующие элементы как православие, антропологизм,
идея целостности, приоритет морали.
Большое внимание уделялось разработке общественного
идеала, которая также осуществлялась с позиций религиозного
сознания. Социальный идеал понимался как «внутреннее
свободное единство всех людей» (П. Новгородцев), «всеобщая
любовь» (Л. Петражицкий). Право и государство в трудах
русских философов выступают как вспомогательные ступени
духовного развития людей, их свободного внутреннего
обновления. По Соловьеву, каждый человек потенциально
обладает врожденной способностью к самосовершенствованию,
но условия жизни людей, бедность, крайняя нужда, препятствуют
реализации «божественной природы» человека. Поэтому, кроме
свободы, необходимо создать условия для достойного
существования личности. Идею права на достойное человеческое
существование разделяли все видные русские философы права.
Своеобразную попытку соединения идеи «русской идеи» с
«идеей прав человека» предприняли представители русского
зарубежья, среди которых наиболее интересны работы
Н. Алексеева и И. Ильина. После революции в отечественной
правовой науке утвердился правовой позитивизм в марксистском
варианте. Только с середины 90-х годов можно говорить о
возрождении философии права в России в собственном смысле
слова. В большой степени этому способствовали исследования
С. Алексеева, В. Зорькина, В. Нерсесянц, В. Туманова и др.
План семинарского занятия
1. Особенности формирования философско-правовой мысли в
Древней Руси и в Средневековье.
2. Основные философско-правовые идеи русских просветителей
XVIII века.
3. Философия права в России XIX-XX вв.:
1) проблемы права и нравственности;
2) проблема общественного идеала
3) проблема прав и свобод личности. Идея «права на достойное
существование».
Контрольные вопросы для СРС
1. Какие проблемы оказались в центре внимания в
период становления философско-правовой мысли?
2. В чем суть «философии сердца» Г. Сковороды,
П.Юркевича?
3. Какие вопросы рассматривались в трудах русских
просветителей (Я.П. Козельского, С.И. Десницкого, И.А.
Третьякова)?
4. В чем суть разногласий между С.Соловьевым и Б.
Чичериным по вопросу о соотношении права и нравственности?
5. Что понимали под правом на достойное
существование С. Соловьев, П. Новгродцев, Б. Кистяковский,
Л. Петражицкий?
6. Что представляет собой право с точки зрения
Н. Алексеева? Какой метод исследования он применяет?
7. Что представляет собой правосознание по
И. Ильину?
Темы рефератов
1. В.С.Соловьев о взаимосвязи права им нравственности.
2. Правовой анархизм М.А. Бакунина.
3. Философско-правовые идеи в допетровской Руси.
4. Учение о правосознании И.А. Ильина.
5. Философско-правовые идеи Н.А. Бердяева.
6. Философско-правовые идеи русских просветителей
(С.Е. Десницкий, И.А. Третьяков, А.П.Куницын)
7. Философско-правовая концепция Б.Н. Чичерина.
8. Философско-правовая концепция П.И. Новгородцева.
огромный вклад в процесс реабилитации права и возрождения          1. Особенности формирования философско-правовой мысли в
философско-правовой мысли в России и гуманизации права.            Древней Руси и в Средневековье.
Опираясь на естественно-правовую доктрину, они определили          2. Основные философско-правовые идеи русских просветителей
исходные положения       концепции справедливости и права:         XVIII века.
признание природной неповторимости, уникальности людей;            3. Философия права в России XIX-XX вв.:
признание     за каждым человеком безусловного духовного           1) проблемы права и нравственности;
достоинства; принцип соразмерности, который может быть             2) проблема общественного идеала
положен в основу распределительных отношений по поводу прав,       3) проблема прав и свобод личности. Идея «права на достойное
обязанностей и ответственности. В русской философии права в        существование».
основу понимания права, справедливости, их отношения с
равенством,     свободой        были         положены      такие                   Контрольные вопросы для СРС
системообразующие элементы как православие, антропологизм,                1.     Какие проблемы оказались в центре внимания в
идея целостности, приоритет морали.                                период становления философско-правовой мысли?
       Большое внимание уделялось разработке общественного                2.     В чем суть «философии сердца» Г. Сковороды,
идеала, которая также осуществлялась с позиций религиозного        П.Юркевича?
сознания. Социальный идеал понимался как «внутреннее                      3.     Какие вопросы рассматривались в трудах русских
свободное единство всех людей» (П. Новгородцев), «всеобщая         просветителей (Я.П. Козельского, С.И. Десницкого, И.А.
любовь» (Л. Петражицкий). Право и государство в трудах             Третьякова)?
русских философов выступают как вспомогательные ступени                   4.     В чем суть разногласий между С.Соловьевым и Б.
духовного развития людей, их свободного внутреннего                Чичериным по вопросу о соотношении права и нравственности?
обновления. По Соловьеву, каждый человек потенциально                     5.     Что понимали под правом на достойное
обладает врожденной способностью к самосовершенствованию,          существование С. Соловьев, П. Новгродцев, Б. Кистяковский,
но условия жизни людей, бедность, крайняя нужда, препятствуют      Л. Петражицкий?
реализации «божественной природы» человека. Поэтому, кроме                6.     Что представляет собой право с точки зрения
свободы, необходимо создать условия для достойного                 Н. Алексеева? Какой метод исследования он применяет?
существования личности. Идею права на достойное человеческое              7.     Что представляет собой правосознание по
существование разделяли все видные русские философы права.         И. Ильину?
Своеобразную попытку соединения идеи «русской идеи» с
«идеей прав человека» предприняли представители русского                                   Темы рефератов
зарубежья, среди которых наиболее интересны работы                        1. В.С.Соловьев о взаимосвязи права им нравственности.
Н. Алексеева и И. Ильина. После революции в отечественной                 2. Правовой анархизм М.А. Бакунина.
правовой науке утвердился правовой позитивизм в марксистском              3. Философско-правовые идеи в допетровской Руси.
варианте. Только с середины 90-х годов можно говорить о                   4. Учение о правосознании И.А. Ильина.
возрождении философии права в России в собственном смысле                 5. Философско-правовые идеи Н.А. Бердяева.
слова. В большой степени этому способствовали исследования                6. Философско-правовые идеи русских просветителей
С. Алексеева, В. Зорькина, В. Нерсесянц, В. Туманова и др.         (С.Е. Десницкий, И.А. Третьяков, А.П.Куницын)
                                                                          7. Философско-правовая концепция Б.Н. Чичерина.
                  План семинарского занятия                               8. Философско-правовая концепция П.И. Новгородцева.